Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     В разделе «Цена и сумма» указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара «ИНКОТЕРМС-90» или «ИНКОТЕРМС-2000». В этом разделе необходимо указать наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления. Если цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, то поступают следующим образом. Приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.

     Раздел  «Условия платежа» должен содержать:

    • наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, поскольку валюта цены может не совпадать с валютой платежа;
    • сроки платежа и условия рассрочки, если таковая предусмотрена;
    • обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

     Рекомендуется предусматривать аккредитивную  форму платежа или другую форму, которая бы гарантировала безусловное  поступление валютной выручки при  экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее  переведенного в оплату импортируемых  товаров, в случае если поставка не будет произведена. В этом разделе  указываются полные наименования и  почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

     В разделе «Сроки поставки» описывается порядок поставки товаров, то есть дата завершения поставок и (или) график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.

     Раздел  «Условия приемки товара по качеству и количеству» должен содержать сведения о месте и сроках проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций.

     Форс-мажорные обстоятельства формулируются в  разделе «Форс-мажор». Здесь необходимо сформулировать условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом. К форс-мажорным обстоятельствам относятся события, предусмотреть которые заранее не представляется возможным. Такими событиями являются стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения и другие бедствия), войны и так далее. Забастовки, военные перевороты, изменения в законодательстве также могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами, если стороны сочтут их таковыми и включат в перечень обстоятельств, которые будут освобождать стороны от ответственности при их наступлении.

     При наступлении форс-мажорных обстоятельств, сторона, для которой такие обстоятельства наступили, должна уведомить об этом другую сторону в установленный  срок и предоставить ей документальное подтверждение факта наступления  форс-мажорных обстоятельств. При этом срок исполнения обязательств по контракту  отодвигается на срок, в течение  которого будут действовать форс-мажорные обстоятельства. Срок действия форс-мажорных обстоятельств может быть значительным и при заключении контракта сторонам необходимо предусмотреть срок действия, по истечении которого стороны имеют  право аннулировать заключенный  контракт.

     В разделе «Прочие условия и обстоятельства сделки» оговариваются другие условия и обстоятельства сделки, такие как гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги.

     В разделе «Рассмотрение споров» приводится порядок предъявления и рассмотрения претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитражных судах, а также указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения сторон по контракту.

     Санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторонами контракта, в частности, за просрочки поставки товара или  просрочки в оплате стоимости  товара, за поставки товара ненадлежащего  качества, указываются в разделе  «Санкции».

     Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс Продавца и Покупателя указываются  в разделе «Адреса покупателя и продавца».

     Раздел  «Подписи сторон» содержит подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью с обязательной расшифровкой их фамилии, имени и отчества и указанием должностей. В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок подписания сделок, в том числе внешнеэкономических контрактов, определяется учредительными документами.

     При подготовке внешнеторгового контракта  помимо данных рекомендаций можно воспользоваться  типовыми формами контрактов, а также  разработанными пакетами стандартных  решений, которые помогут российским предприятиям наилучшим образом  учесть свои интересы. Однако при заключении внешнеэкономического контракта необходимо учитывать специфику товара и  особенности торговли данным товаром  на международном рынке. Пример реально  заключенного контракта представлен  в приложении № 1 к настоящей работе.

     До  совершения валютной операции происходит оформление паспорта сделки.

     В паспорте сделки должны содержаться  сведения, необходимые для осуществления  учета и отчетности по валютным операциям  между резидентами и нерезидентами. Такие сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. К подтверждающим документам относятся  договоры, подписанные сторонами  внешнеторговой сделки, документы, подтверждающие факты передачи, а также факты  отгрузок и оплат экспортируемых товаров (накладные).

     В целях обеспечения учета и  отчетности по валютным операциям статьей 20 Закона №173-ФЗ определено, что ЦБ РФ может устанавливать единые правила  оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки.

     Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией  ЦБ РФ от 15 июня 2004 года №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция №117-И).

     В приложении к инструкции №117-И приведена  единая форма паспорта сделки, используемая в настоящее время для оформления экспортных и импортных операций.

     Резидент  по каждому контракту оформляет  один паспорт сделки (далее - ПС) в  одном банке ПС.

     Если  резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется  в территориальном учреждении Банка  России по месту государственной  регистрации резидента, и в этом случае данное территориальное учреждение исполняет функции банка ПС.

     В иных случаях ПС оформляется в  банке, через счета которого осуществляются валютные операции по контракту.

     Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС в согласованный с  банком срок не позднее осуществления  первой валютной операции по контракту  либо иного исполнения обязательств по контракту следующие документы:

    • два экземпляра ПС;
    • контракт, являющийся основанием для проведения по нему валютных операций;
    • разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
    • иные документы, указанные в пункте 4 статьи 23 Закона №173-ФЗ, необходимые для оформления ПС.

     В филиале Санкт-Петербургский Банка  Российский капитал, установлено, что  указанные документы должны быть переданы не позднее чем за 5 рабочих  дней до совершения валютной операции.

     ПС, представляемый в банк ПС резидентом – физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, должен быть подписан этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и  заверен его печатью.

     Если  ПС представляется резидентом - юридическим  лицом, то он подписывается двумя  лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи, если в штате юридического лица нет  лица, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, с  приложением оттиска печати юридического лица.

     Пример  оформленного паспорта сделки по указанному ранее контракту приведен в приложении № 2 к настоящей работе.

     3.3. Перспективы развития  валютного контроля  в РФ

     Общей направленностью развития и поэтапного реформирования валютного контроля в Российской Федерации вероятнее  всего будет постепенное снижение роли мер административного воздействия  на участников ВЭД и возрастание  информационной роли валютного контроля. Так уже сегодня отменены положения  об обязательной продажи части валютной выручки. С точки зрения технологии осуществления валютного контроля, последний должен реализоваться  переход от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товаров  и каждого платежа к выборочному  контролю и формированию обобщенных информационных массивов, пригодных  для принятия управленческих решений. Возрастание информационной роли видится  также в организации на основе взаимодействия с другими ведомствами  совместного противодействия и  пресечения различных экономических  правонарушений.

     Положения нормативных правовых актов РФ не составляют пока целостной правовой системы валютного регулирования.

     Ограничительные нормы постепенно необходимо заменять нормами, стимулирующими валютные отношения  как неотъемлемую часть внешнеэкономических  связей нашей страны. Наполнение законодательства нормами подобного вида будет  способствовать интеграции в цивилизованное мировое сообщество, нормативно-правовая база которого формируется с учетом интересов как государства, так  и участников валютных отношений.

     Действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы валютного контроля органами, не отвечает реальным отношениям, сложившимся  в обществе, будучи фактором, сдерживающим его дальнейшее развитие. Актуальным является вопрос создания условий, которые  делают возникающие при незаконном вывозе капитала за границу риски  неприемлемо высокими в сравнении  с существующими рисками инвестирования этих средств в отечественную  экономику.

     В настоящее время система валютного  контроля все еще продолжает находится  на стадии развития. Отсутствует единая общегосударственная политика в  области организации контроля и  контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций. Осуществление практических мер  затруднено нескоординированностью действий и ведомственными интересами органов, агентов валютного контроля и  других органов федеральной исполнительной власти, наделенных функциями контроля. Опыт развитых стран по регулированию  валютных отношений исследован недостаточно. Проблемы имплементации не решаются.

     Основные  претензии предъявляются, с одной  стороны, к «формальности» составов административных правонарушений, предусмотренных диспозициями вышеуказанных норм, сурово карающих за сам факт просрочки получения средств от иностранного контрагента, а с другой стороны - к недостаточно четко определенным признакам объективной и субъективной стороны данных правонарушений. Как неоднократно отмечалось многими известными теоретиками и практиками валютного законодательства12 размытые формулировки ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ не позволяют однозначно определить момент во времени, с которого лицо считается нарушившим обязанность по репатриации валютной выручки, и не содержат четких критериев вины субъекта внешнеторговой деятельности в совершении данных административных правонарушений.

     Так обратимся к расчету  размера  штрафа за нарушение валютного законодательств. Организация-резидент ООО «Рога и Копыта» рассчиталась с партнером - организацией-резидентом ООО «Экспорт» за услуги, оказанные ей на территории Российской Федерации, путем перечисления стоимости этих услуг, оцененной в 5000 евро, перечислив указанную сумму с валютного счета, открытого ООО «Рога и копыта» на кипре на валютный счет ООО «Экспорт услуг», открытый в Сингапуре. Указанные средства были использованы ООО «Экспорт» для ведения коммерческой деятельности общества за рубежом. Средства, использованные при расчетах, были получены ООО «Рога и копыта» в порядке оплаты за поставку отечественной продукции. Факт совершения этой операции был выявлен налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки. Курс евро на день совершения расчетов составил 35,6руб./евро.

Информация о работе Валютное регулирование