Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     Уголовная ответственность за невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте предусмотрена ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Указанной нормой предусмотрено наказание  за невозвращение руководителем  организации из-за границы валютных средств, подлежащих обязательному  зачислению (репатриации) на счет в  уполномоченном банке (если рублевый эквивалент невозвращенных средств превышает 5 000 000 руб., возможно лишение свободы  на срок до 3 лет). В данном случае наказание  может быть применено не за нарушение  срока репатриации, а именно за невозвращение  средств.

     Так резиденты обязаны в сроки, предусмотренные  внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

     - получение от нерезидентов на  свои банковские счета в уполномоченных  банках иностранной валюты или  российских рублей, причитающихся  в соответствии с условиями  договоров за переданные нерезидентам  товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные  им информацию и результаты  интеллектуальной деятельности, в  том числе исключительные права  на них;

     - возврат в Российскую Федерацию  денежных средств, уплаченных  нерезидентам за не ввезенные  на таможенную территорию Российской  Федерации товары, не полученные  на таможенной территории Российской  Федерации работы, услуги, непереданную  информацию и результаты интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительные  права на них.

     Это требование распространяется как на иностранную валюту, так и на российские рубли.

     Перечень  случаев, в которых репатриация  средств не является необходимой, установлен п. 2 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, исходя из определения внешнеторговой деятельности требование репатриации выручки неприменимо в отношении договоров, которые предусматривают передачу товаров (работ, услуг и т.п.) резиденту-импортеру за пределами таможенной территории Российской Федерации (например, при условии поставки EXW).

     В качестве установленного срока для  получения или возвращения средств  рассматривается срок исполнения соответствующего обязательства, предусмотренный в  заключенном сторонами внешнеторговом контракте.

     На  практике нередки следующие ситуации. Зарубежный контрагент, отказавшись  от поставки товара, возвращает российскому  партнеру сумму, указанную в договоре. Но после того, как банки удержат  комиссию, российская организация получает сумму, меньшую, чем была первоначально  перечислена за рубеж (например, 9900 долл. США вместо перечисленных контрагентом 10 000 долл. США).

     В соответствии с Письмом ФТС РФ от 10.01.2008 № 01-11/217 что если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств. А значит особое внимание работника банка следует уделять именно содержанию контракта. Ведь в случае отсутствия подобного условия в договоре привлечение к указанной ответственности будет правомерным11.

     Учитывая, что уголовная ответственность  наступит только в том случае, если конкретное лицо обязано было возвратить эти средства в Россию и имело  реальную возможность совершить  это действие. Для этого необходимо, чтобы средства в иностранной  валюте находились на счете в иностранном  банке или в другом месте, но лицо наделено полномочиями и имеет возможность  распоряжаться средствами и перевести  их на счет уполномоченного банка  РФ, т.е. имеет к этим средствам  реальный доступ. Если же в результате неправомерных действий иностранного партнера лицо утратило эти средства либо лишено доступа к ним, то оно  не может отвечать за невозвращение  этих средств. Для применения ответственности  необходимо наличие прямого умысла руководителя, т.е. лицо должно осознавать противоправный характер своего бездействия  и желать невозвращения из-за границы  средств в иностранной валюте (умысел отсутствует, например, в случаях, когда невозвращение средств  является следствием непреодолимой  силы, неправомерных действий третьих  лиц и т.д.). В следствии сложности  применения данной нормы число применения данной нормы  и вынесения обвинительных  судебных приговоров незначительно.

     Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства регулируется ГК РФ. Подобная ответственность  наступает в виде признания сделки недействительной.

     В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны  с ее недействительностью, и недействительна  с момента ее совершения.

     При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все  полученное по сделке (в натуре или  денежном выражении).

 

      Глава 3. Анализ эффективности  системы валютного  контроля в РФ.

    3.1. Практика применения  на примере банка  «Российский капитал»

     Согласно  Федеральному Закону РФ »О валютном регулировании и валютном контроле», уполномоченные Банки, в том числе и Банк «Российский капитал», являются агентами валютного контроля, обеспечивающие соблюдение валютного законодательства клиентами Банка.

     Большой опыт работы и высокий профессиональный уровень специалистов Банка «Российский капитал», по валютному контролю позволят клиентам получить квалифицированные консультации по вопросам применения валютного законодательства на любом этапе совершения внешнеэкономической сделки.

     В центральном офисе Банка «Российский капитал», клиентам предлагается полный комплекс услуг по валютному контролю, в том числе

    • Осуществление экспертизы внешнеэкономических контрактов.
    • Оформление паспортов сделок в день обращения.
    • Помощь в оформлении платежных документов.
    • Заверение копий паспортов сделок в день обращения.
    • Контроль правильности и своевременности обязательной продажи части валютной выручки.
    • Контроль операций физических лиц в иностранной валюте, в том числе платежей без открытия счета.
    • Осуществление валютного контроля операций по счетам нерезидентов в валюте РФ, а также расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
    • Контроль валютных операции в рамках кредитных договоров (договоров займа) резидентов с нерезидентами.
    • Регулярное и своевременное информирование клиентов обо всех изменениях действующего валютного законодательства Российской Федерации.

     Ниже  автором предпринята попытка  осуществления общения внедренной в банке методики позволяющей  обеспечить с одной стороны высокое  качество  и удобство для клиентов банка с другой стороны соблюдение валютных ограничений.

     Для разных типов сделок существуют свои правила и требования валютного  регулирования, но можно в общем  виде описать стандартный бизнес-процесс  осуществления банком функций валютного  контроля. Собственные операции банка  не будут рассматриваться в связи  с незначительным уровнем регулирования.

     В качестве основных укрупненных этапов бизнес-процесса можно выделить следующие:

     - сбор документов;

     - открытие специального счета  (в случае необходимости);

     - контрольные процедуры;

     - открытие паспорта сделки (в случае  необходимости);

     - отражение информации о сделке  во всех требуемых реестрах;

     - исполнение сделки, процедура резервирования;

     - возврат суммы зарезервированных  средств;

     - закрытие сделки;

     - подготовка отчетности.

     В зависимости от типа сделки, подпадающей  под валютное регулирование, некоторые  этапы могут меняться местами.

 

      Рассмотрим один из вариантов организации  функции валютного контроля в  Банке «Российский капитал»:

      
 

    1. Клиент отправляет (приносит) пакет  документов в банк, в который  входят:

    - копии контракта;

      
 

    

      
 

    

      
 
 

    

      
 
 

    

      
 

    

      
 
 
 

    

      
 
 
 
 
 
 

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

      

      
 
 

      

      

      
 

    

      
 
 
 
 

      
 
 
 

Рис. 3.1 Алгоритм организации валютного  контроля в банке «Российский  капитал» 

     Основные  формы отчетности и сроки их подачи представлены в таблице 2.2.

     Таблица 2.2

     Формы основной отчетности и сроки представления

Код   
отчетной 
формы
Наименование Срок подготовки
1 0409401 Отчет уполномоченного  банка    
об иностранных операциях     
Ежемесячная <*>, 
ежеквартальная основа. 
Не позднее 25-го числа 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
2 0409402 Сведения о  расчетах между      
резидентами и нерезидентами    
за выполнение работ, оказание  
услуг, передачу информации,    
результатов интеллектуальной   
деятельности и операции        
неторгового характера        
Ежемесячно, не позднее 
25-го числа месяца, 
следующего за отчетным 
периодом
3 0409404 Сведения об инвестициях        
уполномоченного банка и его    
клиентов-резидентов (кроме     
кредитных организаций) в       
ценные бумаги, выпущенные      
нерезидентами                
Ежегодно, не позднее 
15-го февраля
  0409405 Сведения о  расчетах по         
операциям с ценными бумагами,  
долями, паями и вкладами в     
имуществе, совершенных между   
резидентами и нерезидентами  
Ежемесячно, не позднее 
15-го числа второго 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
5 0409407 Сведения о  переводах           
физических лиц из Российской   
Федерации и в Российскую       
Федерацию в пользу физических  
лиц и расчетах физических      
лиц - резидентов               
с нерезидентами              
Ежеквартально, 
не позднее 25-го числа 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
6 0409664 Отчет о валютных операциях,    
осуществляемых по банковским   
счетам клиентов в              
уполномоченных банках        
Ежемесячно, не позднее 
15-го рабочего дня 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
7 0409665 Отчет о валютных операциях,    
осуществляемых с оформлением   
паспорта сделки              
Ежемесячно, не позднее 
17-го рабочего дня 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
8 0409667 Отчет о внесении и возврате    
сумм резервирования          
Ежемесячно, не позднее 
15-го рабочего дня 
месяца, следующего за 
отчетным периодом
 

Информация о работе Валютное регулирование