Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     Органами  валютного регулирования согласно статье 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств.

     Валютные  операции на основании статьи 6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений

     Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» признаются:

     приобретение  резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

     приобретение  резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

     приобретение  нерезидентом у нерезидента и  отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

     ввоз  на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг;

     перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета, открытого  за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и  со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

     перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг  со счета (с раздела счета), открытого  на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

     Права и обязанности резидентов при  осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

     Статьей 15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

     При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

     получение от нерезидентов на свои банковские счета  в уполномоченных банках иностранной  валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с  условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные  для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительные права на них;

     возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные  на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные  услуги, непереданную информацию и  результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права  на них.

     В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закона) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций, перечисленных в пунктах 1-15 части 1 указанной статьи  Закона. Так в перечень разрешенных попадают операции:

  • связанные с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
  • связанные с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров.

     Однако, несмотря на то, что на первый взгляд допускается осуществление расчетов в валюте на основании агентских  договоров, в Письме Главного управления Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу от 14.06.2006 № 19-2-2/5324 указывается на недопустимость осуществление расчетов в иностранной валюте между морским агентом - резидентом и грузоотправителем (грузополучателем) – резидентом. При этом ЦБ РФ в тексте указанного письма акцентирует внимание, что не обладает достаточными полномочиями по разъяснениям положений Закона и выражает лишь свое частное мнение. Следует подчеркнуть, что в отсутствие иных разъяснений при осуществлении валютного контроля банки вынуждены ориентироваться, в том числе на Письма ЦБ РФ. Судебная практика на сегодняшний день по данному вопросу не сформировалась.

     Случаи, когда резиденты имеют право  не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены  в пункте 2 статьи 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

     С 1 января 2007 года произошли существенные изменения в валютном законодательстве Российской Федерации. С этой даты были отменены некоторые положения закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Так в частности, были исключены статьи о резервировании средств по валютным операциям, об обеспечении исполнения обязательств и обязательной продаже валютной выручки; отменено понятие «специальный счет» и все ограничения, связанные с его использованием; упразднены механизмы регулирования капитальных валютных операций Правительством Российской Федерации и Банком России, а также отменены нормы, дающие Банку России право устанавливать порядок купли-продажи иностранной валюты российскими организациями. В связи с этим сняты многие ограничения для осуществления валютных операций российскими участниками внешнеторговой деятельности.

 

2.2 Ответственность  за нарушение валютного  законодательства  и анализ правоприменительной  практики валютного  регулирования

     Основной  задачей осуществления валютного  контроля является выявление и пресечение нарушений, совершаемых в валютной сфере.

     На  основании статьи 25 Закона №173-ФЗ резиденты  и нерезиденты, нарушившие положения  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Невыполнение  участниками валютных отношений  норм и требований валютного законодательства влечет наступление административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ правоприменительной  практики свидетельствует, что в 92 % случаев выявленных нарушений влечет за собою решение вопроса о  применении административных мер ответственности8.

     За  нарушение валютного законодательства на резидента налагается административный штраф, который является денежным взысканием и может выражаться твердой сумме или в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

     В последних двух случаях административный штраф не может превышать 3-кратный  размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости9 (п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ).

     Административные  штрафы уплачиваются в рублях. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Банка России, действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения10.

     Перечень  нарушений и ответственности  обобщен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Административные  взыскания за нарушение валютного  законодательства РФ 

Вид нарушения Размер  административного  штрафа Основание
Осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета Для граждан, должностных  лиц* и юридических лиц - в размере  от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств, списанных и(или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных  за пределами территории Российской Федерации Административный  штраф:

- для граждан - в размере от 1000 руб. до 1500 руб.;

- для должностных лиц - от 5000 руб. до ЮОООруб;

- для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ
Неполучение резидентом в установленный срок на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них) Для должностных  лиц и юридических лиц - в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ
Несоблюдение  установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок Административный  штраф: - для должностных лиц - в  размере от 4000 руб. до 5000 руб.;

- для юридических  лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб.

п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ
Нарушение установленного порядка ввоза и  пересылки в Российскую Федерацию  и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 КоАП РФ Административный  штраф:

- для граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.;

- для должностных лиц – от 1000 руб. до 2000 руб.;

- для юридических лиц – от 5000руб. до 10 000руб.

п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ
Невыполнение  законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области  экспортного контроля, а равно  воспрепятствование осуществлению  этим должностным лицом служебных обязанностей Административный  штраф: - для физических лиц - от 1000 руб. до 2000 руб.; для должностных лиц - в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. п. 4 ст. 19.4  Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

КоАП РФ

Непринятие  по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Административный  штраф: для должностных лиц - в  размере от 300 руб. до 500 руб. ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление  в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2,19.8, 19.19 КоАП РФ Административный  штраф:

- для физических лиц - от 100 руб. до 300 руб.;

- для должностных лиц - в размере от 300 руб. до 500 руб.;

- для юридических лиц - от 3000 руб. до 5000 руб.

ст. 19.7 Непредставление сведений (информации)

КоАП РФ

Информация о работе Валютное регулирование