Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     ИВК помимо контрольных функций выполнял роль аналитического центра, обрабатывая  данные таможенных органов и банков.

     Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия (уполномоченными банками) субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка завышенный курс позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.

     Необходимо  отметить, что при развитой системе  контроля валютных операций, связанных  с внешнеторговой деятельностью  и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность  контроля услуг была чрезвычайно  мала и основывалась только на доверии  к уполномоченным банкам.

     Во  Франции же в период с 1939 по 1989 гг. существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости  от складывающейся экономической и  политической обстановки в указанное  время наблюдались колебания  от введения чрезвычайно жестких  административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций.

     Ужесточение системы валютного контроля наблюдалось  в периоды с 1939 по 1967 гг., май –  октябрь 1968 г., октябрь 1968 г. – август 1969 г., 1973-1974 гг., 1981 г. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено  его отменой в конце 1989 г. Однако следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости  в любой момент вновь ввести в  действие как отдельные элементы валютного контроля, так и систему  в целом.

     Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций и распространялась на территорию Франции и государств, использующих французский франк  в качестве национальной валюты («зона франка»), при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:

    • обязательная репатриация валютной выручки с ее 100% продажей за национальную валюту;
    • осуществление всех видов валютных операций только через уполномоченные банки;
    • осуществление валютных операций только после обоснования их необходимости в строго регламентированном порядке;
    • контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу валютных ценностей и национальной валюты;
    • строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.

     Непосредственная  реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие  органы.

     Министерство  финансов:

     Казначейское  управление (разработка стратегических направлений в области валютного  регулирования и контроля, контроль инвестиций);

     Главное таможенное управление (контроль за валютными  операциями «коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);

     Страховое управление (контроль за валютными  операциями, связанными с исполнением  договоров страхования).

     Национальный  банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль операций финансового характера в иностранной и национальной валюте – кредиты, ссуды).

     Уполномоченные  банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением валютных операций, осуществляемых через банки).

     Министерство  промышленности (вопросы патентования и приобретения нерезидентами французских  промышленных предприятий).

     Таким образом, во Франции вопросами валютного  контроля в пределах своей компетенции  занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.

     Основу  контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:

    • контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);
    • контроль таможенными органами (в этих целях были созданы специальные подразделения).

     Роль  банков была чрезвычайно важна, поскольку  все валютные операции осуществлялись только через них и имелась  возможность предотвратить нарушение  на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась большая степень  доверия к банкам, которые обязаны  были информировать таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.

     В целях организации валютного  контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров  обязательным условием было «банковское домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента.

     Данные  о любом нарушении установленных  правил банк в обязательном порядке  направлял в таможенные органы для  проведения необходимого расследования  и применения к нарушителям санкций.

     На  более позднем этапе организации  контроля основу информационно-аналитической  обработки базы данных валютного  контроля составила специально созданная  автоматизированная система, позволившая  таможенным органам осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.

     Помимо  валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно  использовалась для составления  торгового и платежного баланса  Франции.

     Неотъемлемой  частью организации валютного контроля было осуществление таможенными  органами проверок бухгалтерской и  иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность  данных, представляемых как предприятиями, так и банками.

 

Глава 2 Практика валютного регулирования  и государственного финансового контроля валютных операций

2.1 Правовые основы  валютного регулирования  в РФ

     Установление  правовых основ валютного регулирования, в соответствии со статьей 71 Конституции  Российской Федерации, относится к  исключительной компетенции Российской Федерации. Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты по вопросам валютного регулирования.

     Валютное  законодательство Российской Федерации  в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», состоит из:

     - Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля;

     - актов валютного законодательства  Российской Федерации. Такие федеральные  законы предусмотрены в статьях  11, 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Так, например, в соответствии со статьей 11 Закона №173-ФЗ установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом, согласно статье 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

     - актов органов валютного регулирования  (нормативные правовые акты по  вопросам валютного регулирования,  издаваемые органами валютного  регулирования только в случаях,  предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»);

     - международных договоров Российской  Федерации. Международные договоры  Российской Федерации применяются  к отношениям, указанным в статье 2 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», применяются правила международного договора.

     Акты  валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного  регулирования:

     - устанавливающие новые обязанности  для резидентов и нерезидентов  или ухудшающие их положение,  обратной силы не имеют.

     - отменяющие ограничения на осуществление  валютных операций или иным  образом улучшающие положение  резидентов и нерезидентов, могут  иметь обратную силу, если прямо  предусматривают это. Данное положение  Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» активно используется судами. Например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2005 года по делу №А31-5444/2005-19, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2005 года по делу №А31-5432/2005-19.

     - подлежат официальному опубликованию.

     Неопубликованные  акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного  регулирования не применяются (статья 15 Конституции Российской Федерации). Данное требование не распространяется на акты или отдельные положения  актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную  тайну (статья 5 Закона Российской Федерации  от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»).

     Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного  законодательства Российской Федерации, органов валютного регулирования, толкуются в пользу резидентов и  нерезидентов (часть 6 статьи 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

     Статья 3 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» называет следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

     1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

     2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

     3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

     4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

     5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.

Информация о работе Валютное регулирование