Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     Законом определяются основные принципы валютного  регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

     В целях либерализации валютного  законодательства и создания максимально  благоприятных условий для осуществления  внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка  осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип «разрешено все, что не запрещено». Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

     Основные  изменения, внесенные в систему  валютного регулирования и валютного  контроля, касаются большинства статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного контроля, проведения валютных операций, купли-продажи  валюты и многое другое. Новый Закон  в значительной степени утратил  характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены  конкретным и весьма либеральным  содержанием. Наиболее существенные из ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и должны утратить силу с 1 января 2007 года.

     К сожалению, ни ст. 39 Закона о регулировании  внешнеторговой деятельности, которая  непосредственно предусматривает  возможность ограничения внешнеторговой деятельности мерами валютного регулирования  и валютного контроля, ни сам Федеральный  закон «О валютном регулировании и валютном контроле «, к которому отсылает указанная норма, однозначно не определяют цели валютного регулирования и валютного контроля. Согласно ст. 6 названного Закона ограничения могут устанавливаться только в отношении операций между резидентами и нерезидентами и только в случаях, прямо предусмотренных ст. 7, 8 и 11 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле «. При этом ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле « устанавливает, что в отношении этих операций ограничения устанавливаются в следующих целях:

     1) предотвращение существенного сокращения  золотовалютных резервов;

     2) предотвращение резких колебаний  курса валюты Российской Федерации; 

     3) поддержание устойчивости платежного  баланса Российской Федерации.

     Налицо  попытка определения операционных целей денежно-кредитной и валютной политики, однако в связи с применением  норм ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле « существуют некоторые проблемы.

     Во-первых, валютные ограничения устанавливались  и устанавливаются не только указанными выше статьями Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле « и не только в соответствии с ними. Причем в соответствии со ст. 6 названного Закона соответствующие ограничения должны носить недискриминационный характер и, что интересно, должны отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. То есть если руководствоваться обозначенными выше целями как целями установления валютно-правового режима в целом, то следовало бы признать, что все валютные ограничения операций должны были бы носить временный (срочный) характер, что, кстати говоря, полностью соответствовало бы принципам оправданности и экономической сущности вмешательства государства в валютные отношения, установленные п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле».

     Однако  большинство действующих в настоящий  момент валютных ограничений установлены  прямыми нормами Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле « и не имеют срочного характера. Правда, следует учитывать, что прямое воздействие на осуществление операций между резидентами и нерезидентами (именно на эти операции распространяется ст. 6 указанного Закона) оказывают только распространяющиеся на резидентов запреты, реализуемые в рамках правового режима использования резидентами счетов за пределами территории РФ (ст. 12); правового режима осуществления резидентами расчетов по валютным операциям (ст. 14); требования о репатриации валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности (ст. 19).

     Во-вторых, сам законодатель предусмотрел отмену с 1 января 2007 г. большинства норм, на которые прямо ссылается ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле «, т.е. ст. 7, 8 и отдельных норм ст. 11. Причем в ст. 11 продолжают действовать лишь прямые ограничения и утратили силу все нормы, предусматривавшие полномочия органов валютного регулирования по установлению валютных ограничений. В связи с этим становится непонятным, почему же тогда законодатель не предусмотрел прекращения действия самой ст. 6 Закона.

     Представляется, что единственным смыслом сохранения действия нормы ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле» является попытка создания правовой основы для введения чрезвычайных мер валютного регулирования и валютного контроля, отличительной чертой которых должен являться как раз их срочный характер. Причем представляется, что важнейшим признаком чрезвычайных мер как элемента правового режима осуществления валютных операций должна быть также их предсказуемость, основанная на определении четких критериев для их введения.

     Кстати  говоря, указанный признак отличает чрезвычайные меры как элемент валютно-правового  режима от так называемых ответных мер, которые, имея срочный и в  этом смысле чрезвычайный характер, не могут быть предсказаны, поскольку  являются международно-правовой реакцией на недружественное поведение, т.е. представляют собой не столько меры валютной политики, сколько внешнеполитические меры. Однако если рассматривать понятие  чрезвычайных мер валютного регулирования  в широком смысле, то под ними можно понимать любые меры, которые  имеют срочный характер и вводятся при наступлении каких-либо обстоятельств, будь то внешнеэкономическая или  внешнеполитическая ситуация. Исходя из этого, чрезвычайные меры валютного  регулирования и валютного контроля соответственно могут быть разделены  на чрезвычайные меры валютной политики и чрезвычайные ответные меры.

     Таким образом, если все-таки законодатель действительно  исходил из чрезвычайного характера  мер, предусмотренных нормами ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и их понимания как мер валютной политики, тогда представляется целесообразным рекомендовать изменение редакции этой статьи таким образом, чтобы по крайней мере были убраны ссылки на отмененные нормы названного Закона и определен, хотя бы бланкетной (отсылочной) нормой, порядок введения валютных ограничений на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами как чрезвычайных мер валютной политики. Причем этот порядок вполне может быть аналогичен порядку введения ответных мер, предусмотренных Законом о специальных экономических мерах.

     Только  при условии внесения указанных  изменений можно будет считать, что в России создана надлежащая правовая основа для введения чрезвычайных мер валютного регулирования  и валютного контроля. Причем ориентиром для их введения должно остаться состояние  золотовалютных резервов, валютного  курса и платежного баланса. То есть акцент в анализе валютно-правового  режима внешнеторговой деятельности действительно  сместится к исследованию предпосылок  введения ограничений с точки  зрения указанных целей. Именно поэтому  представляется необходимым отдельно остановиться на соответствующих категориях денежно-кредитной и валютной политики любого государства, без понимания  которых невозможно будет выработать основания применения чрезвычайных мер валютного регулирования  и валютного контроля.

 

     1.3 Мировой опыт создания  и организации  валютного контроля

     Валютный  контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в  критические для их экономики  периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических  отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

     В соответствии с особенностями развития различных стран при определении  форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные  различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике  отказа от валютных ограничений. Тем  не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании  этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.

     Система валютного контроля достаточно успешно  реализовывалась в различные  периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой  Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

     Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий  момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и  Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные  с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной  заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

     Таким образом, можно говорить о широком  спектре тактических подходов при  организации валютного контроля, которым может воспользоваться  государство.

     Необходимо  отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими  при движении капиталов, зачастую при  этом используются механизмы ранее  применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы  государства задействуют и для  реализации задач, связанных с борьбой  с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.

     Учитывая  наиболее развитые механизмы валютного  контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и  Франции в данном направлении.

     Система валютного контроля Бельгии функционировала  в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой  стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.

     Национальный  банк Бельгии (БНБ) регламентировал  операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем  поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих  операций).

     Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на «нерегулированном» «свободном» рынке. Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.

     Основной  орган валютного контроля – Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в  который зачислялось 0,2% от суммы  каждой сделки. Сотрудникам института  было предоставлено право на осуществление  расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в  судебные органы. В то же время имелась  возможность не передавать дела в  суд в случае, если нарушитель признавал  свою вину и добровольно уплачивал  штрафы.

     Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую  роль по контролю за репатриацией валютной выручки.

     Задача  таможенных органов Бельгии сводилась  к необходимости представления  в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу. Уполномоченный банк, в свою очередь, в случае осуществления валютных операций, связанных с организацией расчетов по внешнеэкономической сделке заполнял специальный формуляр, фиксируя основные условия платежа, позволяющие  отнести данную операцию к разряду  текущих или капитальных. Отчетность направлялась банками в ИВК в 3-х видах – при осуществлении  расчетов, связанных с экспортом, импортом и транзитными поставками. Таким образом, банки контролировали направление проводимой операции в  тот или иной сегмент валютного  рынка, а участники ВЭД получали возможность либо использования  льготного курса при осуществлении  текущих операций, либо рыночного  курса на рынке капитальных операций (разница достигала 2%).

Информация о работе Валютное регулирование