Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).
Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Законом
определяются основные принципы валютного
регулирование и валютного
В
целях либерализации валютного
законодательства и создания максимально
благоприятных условий для
Основные
изменения, внесенные в систему
валютного регулирования и
К
сожалению, ни ст. 39 Закона о регулировании
внешнеторговой деятельности, которая
непосредственно
1)
предотвращение существенного
2)
предотвращение резких
3)
поддержание устойчивости
Налицо
попытка определения
Во-первых, валютные ограничения устанавливались и устанавливаются не только указанными выше статьями Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле « и не только в соответствии с ними. Причем в соответствии со ст. 6 названного Закона соответствующие ограничения должны носить недискриминационный характер и, что интересно, должны отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. То есть если руководствоваться обозначенными выше целями как целями установления валютно-правового режима в целом, то следовало бы признать, что все валютные ограничения операций должны были бы носить временный (срочный) характер, что, кстати говоря, полностью соответствовало бы принципам оправданности и экономической сущности вмешательства государства в валютные отношения, установленные п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле».
Однако
большинство действующих в
Во-вторых, сам законодатель предусмотрел отмену с 1 января 2007 г. большинства норм, на которые прямо ссылается ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле «, т.е. ст. 7, 8 и отдельных норм ст. 11. Причем в ст. 11 продолжают действовать лишь прямые ограничения и утратили силу все нормы, предусматривавшие полномочия органов валютного регулирования по установлению валютных ограничений. В связи с этим становится непонятным, почему же тогда законодатель не предусмотрел прекращения действия самой ст. 6 Закона.
Представляется, что единственным смыслом сохранения действия нормы ст. 6 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле» является попытка создания правовой основы для введения чрезвычайных мер валютного регулирования и валютного контроля, отличительной чертой которых должен являться как раз их срочный характер. Причем представляется, что важнейшим признаком чрезвычайных мер как элемента правового режима осуществления валютных операций должна быть также их предсказуемость, основанная на определении четких критериев для их введения.
Кстати
говоря, указанный признак отличает
чрезвычайные меры как элемент валютно-правового
режима от так называемых ответных
мер, которые, имея срочный и в
этом смысле чрезвычайный характер, не
могут быть предсказаны, поскольку
являются международно-правовой реакцией
на недружественное поведение, т.е.
представляют собой не столько меры
валютной политики, сколько внешнеполитические
меры. Однако если рассматривать понятие
чрезвычайных мер валютного регулирования
в широком смысле, то под ними
можно понимать любые меры, которые
имеют срочный характер и вводятся
при наступлении каких-либо обстоятельств,
будь то внешнеэкономическая или
внешнеполитическая ситуация. Исходя
из этого, чрезвычайные меры валютного
регулирования и валютного
Таким образом, если все-таки законодатель действительно исходил из чрезвычайного характера мер, предусмотренных нормами ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и их понимания как мер валютной политики, тогда представляется целесообразным рекомендовать изменение редакции этой статьи таким образом, чтобы по крайней мере были убраны ссылки на отмененные нормы названного Закона и определен, хотя бы бланкетной (отсылочной) нормой, порядок введения валютных ограничений на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами как чрезвычайных мер валютной политики. Причем этот порядок вполне может быть аналогичен порядку введения ответных мер, предусмотренных Законом о специальных экономических мерах.
Только при условии внесения указанных изменений можно будет считать, что в России создана надлежащая правовая основа для введения чрезвычайных мер валютного регулирования и валютного контроля. Причем ориентиром для их введения должно остаться состояние золотовалютных резервов, валютного курса и платежного баланса. То есть акцент в анализе валютно-правового режима внешнеторговой деятельности действительно сместится к исследованию предпосылок введения ограничений с точки зрения указанных целей. Именно поэтому представляется необходимым отдельно остановиться на соответствующих категориях денежно-кредитной и валютной политики любого государства, без понимания которых невозможно будет выработать основания применения чрезвычайных мер валютного регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В
соответствии с особенностями развития
различных стран при
Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.
Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.
Таким
образом, можно говорить о широком
спектре тактических подходов при
организации валютного
Необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.
Учитывая наиболее развитые механизмы валютного контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и Франции в данном направлении.
Система валютного контроля Бельгии функционировала в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.
Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций).
Операции,
связанные с движением
Основной орган валютного контроля – Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд в случае, если нарушитель признавал свою вину и добровольно уплачивал штрафы.
Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки.
Задача
таможенных органов Бельгии сводилась
к необходимости представления
в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих
перемещение товаров через