Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).
Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Таким образом, валютная выручка, полученная российским резидентом (ООО «Рога и копыта») от экспорта товаров за рубеж, была использована для расчетов с другим резидентом (ООО «Экспорт»). В результате было допущено нарушение валютного законодательства, предусмотренное п. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании. За такое правонарушение п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административное взыскание — уплату штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Учитывая это обстоятельство, ООО «Рога и копыта» заплатит штраф в размере:
5000 евро х 35,6 руб./евро = 178 000 руб. или
5000 евро х 35,6 руб./евро х 3 : 4 = 133 500 руб.
Какая из этих сумм
будет предъявлена ООО «
Теоретически выбор будет осуществляться контролирующим органом с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, однако учитывая законодательно закрепленного перечня критериев смягчающих обстоятельств, на практике возникает повышенная вероятность решения вопроса вследствие «проплаты» решения.
Еще более ощутимые проблемы возникают при рассмотрении вопроса о достаточности предпринятых российским участником внешнеторговой деятельности мер для репатриации валютной выручки. В отсутствие четких критериев, установленных законом, вопрос о достаточности предпринятых мер зачастую решается по-разному. В одних случаях достаточно выполнения сугубо формальных (по сути, символических) шагов, выражающихся в направлении контрагенту требований об оплате (или возврате аванса)13, в других случаях предъявляются требования о наличии в договоре форм расчетов, которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате товаров, обращение в суд и т.п14.
Особенно
остро данная проблема затрагивает
российских импортеров. Требования ч.
5 ст. 15.25 КоАП РФ ставят их в заведомо
невыгодное положение по отношению
к их иностранным контрагентам. Не
имея возможности навязать своим
партнерам более выгодные для
покупателя формы расчетов, не подразумевающие
уплату авансов, российские предприниматели
вынуждены закрывать глаза на
допускаемые контрагентами
Таким образом, предусмотренные ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ санкции за нарушение обязанности по репатриации валютной выручки не только не решают свою основную задачу - препятствовать недобросовестному вывозу денежных средств за границу, но и создают дополнительные риски российским предпринимателям в виде возложения на них административной ответственности за действия своих иностранных контрагентов, которые уже имели для них негативные последствия.
Меры
по предупреждению и устранению угроз
интересам участников валютных отношений
методом правового
Валютное регулирование в деятельности коммерческих банков как агентов валютного контроля связано с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.
Экономические
преобразования проводимые в последние
20 лет сняли юридические
Вся деятельность, которая связана с обращением валюты в банковской системе, регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Устанавливая основополагающие положения валютного законодательства, Правительство России возлагает большую часть ответственности на самую высокоорганизованную экономическую систему - банковскую.
Лицензирование деятельности коммерческих банков при осуществлении операций с валютой, позволяет ЦБ регулировать качество проводимых операций.
Банки
и иные кредитные учреждения, получившие
лицензии ЦБ РФ на проведение валютных
операций, в том числе банками
с участием иностранного капитала и
банками, капитал которых полностью
принадлежит иностранным
В
настоящей работе рассмотрены теоретические
основы валютных операций, проблемы их
регулирования. Что касается опыта
валютного регулирования, то можно
с уверенностью отметить, что существующая
в настоящее время система
валютного регулирования и
Также в работе рассмотрены теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля, предпринята попытка проведения параллели с мировым опытом создания и организации валютного контроля. Особое внимание уделено правовым основам валютного регулирования в Российской федерации и проблематике привлечение к ответственности за несоблюдение валютных ограничений. Проведенный анализ эффективности системы валютного контроля на примере банка «Российский капитал» позволил выявить высокие требования к системе организации валютного контроля. Для обеспечения баланса интересов государства и клиентов банком сформирован достаточно крупный отдел. Целью которого является доведение и разъяснение требований валютного законодательства для клиентов банка и последующий многоуровневый контроль (рисунок 3.1) выполнения валютных ограничений. В отсутствие законодательно сформулированного легального определения внешнеэкономической сделки автором предпринята на основе анализа существующего законодательства и обобщения материалов досье клиентов банка «Российский капитал» попытка формулировки внеэкономической сделки для целей валютного регулирования. Одновременно обобщены существующие требования к оформлению внешнеэкономических сделок.
Развитие валютного контроля в России имеет свою специфику, состоящую в сохранении пока еще очень высокой степени его централизации. Это связано с ограниченным объемом валютных ресурсов стране в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с недостаточной налаженностью контактов меду уполномоченными банками, в связи с тем, что система кредитных отношений в централизованной экономике строилась по вертикальному принципу.
Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе валютное регулирование РФ будет развиваться в русле основных закономерностей, проявляющихся в международной практике. Пока же, следует иметь ввиду, что на начальном этапе влияние государственного регулирования будет оставаться на высоком уровне. Последовательный анализ факторов, влияющих на организацию валютного контроля в зависимости от приоритетности того или иного критерия, оптимальности и необходимости воздействия на те или иные причины риска нарушения банком требований валютного законодательства позволит если не обеспечить, то хотя бы приблизиться к оптимальной организации процесса валютного контроля в банке, а также провести реорганизацию «сопутствующих» валютному контролю бизнес-процессов.
Тем не менее, в любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, с учетом интересов клиентов и требований законодательства.