Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, валютная выручка, полученная российским резидентом (ООО «Рога и копыта») от экспорта товаров за рубеж, была использована для расчетов с другим резидентом (ООО «Экспорт»). В результате было допущено нарушение валютного законодательства, предусмотренное п. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании. За такое правонарушение п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административное взыскание — уплату штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Учитывая  это обстоятельство, ООО «Рога и копыта» заплатит штраф в размере:

5000 евро  х 35,6 руб./евро = 178 000 руб. или

5000 евро х  35,6 руб./евро х 3 : 4 = 133 500 руб.

Какая из этих сумм будет предъявлена ООО «Экспорт» контролирующим органом? С одинаковой степенью вероятности это может быть как 178 000 руб., так и 133 500 руб.

     Теоретически  выбор будет осуществляться контролирующим органом с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, однако учитывая законодательно закрепленного перечня критериев смягчающих обстоятельств, на практике возникает повышенная вероятность решения вопроса вследствие «проплаты»  решения.

     Еще более ощутимые проблемы возникают  при рассмотрении вопроса о достаточности  предпринятых российским участником внешнеторговой деятельности мер для репатриации  валютной выручки. В отсутствие четких критериев, установленных законом, вопрос о достаточности предпринятых мер зачастую решается по-разному. В  одних случаях достаточно выполнения сугубо формальных (по сути, символических) шагов, выражающихся в направлении  контрагенту требований об оплате (или  возврате аванса)13, в других случаях предъявляются требования о наличии в договоре форм расчетов, которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате товаров, обращение в суд и т.п14.

     Особенно  остро данная проблема затрагивает  российских импортеров. Требования ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ ставят их в заведомо невыгодное положение по отношению  к их иностранным контрагентам. Не имея возможности навязать своим  партнерам более выгодные для  покупателя формы расчетов, не подразумевающие  уплату авансов, российские предприниматели  вынуждены закрывать глаза на допускаемые контрагентами нарушения  сроков поставки товаров (работ или  услуг) и соглашаться на продление  таких сроков, поскольку риск применения исключительно суровых административных наказаний перевешивает возможные  выгоды от получения от контрагентов неустоек или иных финансовых санкций  за нарушение договорных обязательств. Заключая внешнеэкономическую сделку с иностранными контрагентами, например, на поставку оборудования, в случае его недопоставки в установленные  договором сроки российская сторона  сталкивается с дилеммой: применять  к иностранному контрагенту штрафные санкции, предусмотренные контрактом, или иные меры воздействия или  идти на уступки и в ущерб себе договариваться о продлении срока  поставки, чтобы избежать риска наложения  ощутимых штрафов со стороны Российского  государства. В результате складывается ситуация, при которой предпринимательские  риски меньше риска административной ответственности, а государство, желая  защитить себя от незаконного вывоза валютных средств, действует вопреки  интересам собственных предпринимателей, не только не защищая их, но и накладывая на них дополнительные обременения.

     Таким образом, предусмотренные ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ санкции за нарушение  обязанности по репатриации валютной выручки не только не решают свою основную задачу - препятствовать недобросовестному  вывозу денежных средств за границу, но и создают дополнительные риски  российским предпринимателям в виде возложения на них административной ответственности за действия своих  иностранных контрагентов, которые  уже имели для них негативные последствия.

     Меры  по предупреждению и устранению угроз  интересам участников валютных отношений  методом правового регулирования  должны включать: установление четких границ регулируемых отношений; издание  соответствующих нормативно-правовых актов; определение мер ответственности  за нарушение предписаний данных актов. Это следует осуществлять путем сокращения количества отсылочных и бланкетных норм и устранения явных  пробелов в валютном законодательстве; уменьшения числа правоотношений, регулируемых подзаконными актами при более детальном  закреплении порядка их возникновения, изменения и прекращения в  законодательных актах; определением органов ответственных за разъяснение  существующих правовых норм.

 

Заключение

     Валютное  регулирование в деятельности коммерческих банков как агентов валютного  контроля связано с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной  валюте, с экспортом-импортом товаров  и услуг, их реализацией за иностранную  валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.

     Экономические преобразования проводимые в последние 20 лет сняли юридические ограничения  на прямой выход российских предприятий  на внешние рынки и иностранных  предпринимателей на российский рынок. Произошло изменение соотношения  долей централизованного экспорта и импорта во внешнеторговом обороте; интенсификация внешнеэкономических  связей на микроуровне потребовала  увеличения количества коммерческих банков, занимающихся валютным обслуживанием  клиентов.

     Вся деятельность, которая связана с  обращением валюты в банковской системе, регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Устанавливая основополагающие положения валютного законодательства, Правительство России возлагает большую часть ответственности на самую высокоорганизованную экономическую систему - банковскую.

     Лицензирование  деятельности коммерческих банков при  осуществлении операций с валютой, позволяет ЦБ регулировать качество проводимых операций.

     Банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, в том числе банками  с участием иностранного капитала и  банками, капитал которых полностью  принадлежит иностранным участникам, совершают валютные операции различные  по характеру и по срокам проведения.

     В настоящей работе рассмотрены теоретические  основы валютных операций, проблемы их регулирования. Что касается опыта  валютного регулирования, то можно  с уверенностью отметить, что существующая в настоящее время система  валютного регулирования и валютного  контроля по своему уровню еще очень  несовершенна. Для формирования законченной  работающей системы необходимо выполнение ряда стратегических задач. Это и  формирование четкой законодательной  базы валютного регулирования, и  четкое распределение обязанностей всех органов и агентов валютного  контроля, и совершенствование информационное обеспечение работы органов и  агентов валютного контроля.

     Также в работе рассмотрены теоретические  аспекты функционирования системы  валютного контроля, предпринята  попытка проведения параллели с  мировым опытом создания и организации  валютного контроля. Особое внимание уделено правовым основам валютного  регулирования в Российской федерации  и проблематике привлечение к  ответственности за несоблюдение валютных ограничений. Проведенный анализ эффективности  системы валютного контроля на примере  банка «Российский капитал» позволил выявить высокие требования к системе организации валютного контроля. Для обеспечения баланса интересов государства и клиентов банком сформирован достаточно крупный отдел. Целью которого является доведение и разъяснение требований валютного законодательства для клиентов банка и последующий многоуровневый контроль (рисунок 3.1) выполнения валютных ограничений. В отсутствие законодательно сформулированного легального определения внешнеэкономической сделки автором предпринята на основе анализа существующего законодательства и обобщения материалов досье клиентов банка «Российский капитал» попытка формулировки внеэкономической сделки для целей валютного регулирования. Одновременно обобщены существующие требования к оформлению внешнеэкономических сделок.

     Развитие  валютного контроля в России имеет  свою специфику, состоящую в сохранении пока еще очень высокой степени  его централизации. Это связано  с ограниченным объемом валютных ресурсов стране в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с недостаточной  налаженностью контактов меду уполномоченными  банками, в связи с тем, что  система кредитных отношений  в централизованной экономике строилась  по вертикальному принципу.

     Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе валютное регулирование  РФ будет развиваться в русле  основных закономерностей, проявляющихся  в международной практике. Пока же, следует иметь ввиду, что на начальном  этапе влияние государственного регулирования будет оставаться на высоком уровне. Последовательный анализ факторов, влияющих на организацию валютного контроля в зависимости от приоритетности того или иного критерия, оптимальности и необходимости воздействия на те или иные причины риска нарушения банком требований валютного законодательства позволит если не обеспечить, то хотя бы приблизиться к оптимальной организации процесса валютного контроля в банке, а также провести реорганизацию «сопутствующих» валютному контролю бизнес-процессов.

     Тем не менее, в любом банке система  валютного контроля должна быть максимально  гибкой и способной к быстрой  перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию  валютного контроля, с учетом интересов  клиентов и требований законодательства.

 

Список используемой литературы

  1. Гражданский кодекс РФ // цитируется  по изданию ООО  «Издательство «Эксмо», 2009
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.03.2010) // М.: Проспект, 2010
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010) // М.: Проспект, 2010
  4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле» // М. Юристъ, 2010
  5. Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357
  6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 № Ф08-933/08-351А по делу № А32-23273/2007-63/618-111АЖ // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Постановление ФАС Центрального округа от 12.08.2008 по делу № А14-14256/2007/761/24 // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2009 № КА-А40/684-09 по делу № А40-48567/08-120-319 // СПС «КонсультантПлюс»
  9. Постановление ФАС Поволжского округа от 12.08.2008 по делу № А49-1450/2008-78ОП/29
  10. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г Банковское право: учебное пособие. М: Издательство «Юрист», 2005.
  11. Авсенова Г. «Применение банковской гарантии и договора поручительства в банковской практике» // «Хозяйство и право», № 7, 1996
  12. Артемов Н.М. Валютные ограничения издание четвертое, переработанное и дополненное. М., 2007
  13. Бабанин В.А., Воронина Н.В. «Поручительство и банковская гарантия: особенности правового регулирования обеспечения обязательств» // Законодательство и экономика», 2005, №№ 11, 12
  14. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О кредитных историях» // М.: Юстицинформ, 2005
  15. Белоглазова Г.Н., Кролевицкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. С. 178
  16. Тарасова Г.М. Банковское дело: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  17. Банковское дело 7-е изд. / Под ред. О.И. Лаврушина. М. Кнорус, 2008
  18. Борисов А.Н. «Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) // М.: Юстицинформ, 2004
  19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова // М.: «МЦФЭР», 2006
  20. Кредитные организации в России: правовой аспект / О.А. Беляева, А.А. Вишневский, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. Е.А. Павлодского. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  21. Муранов А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов. М.: Статут, 2006.
  22. Потапова Е.В. Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010.
  23. Поляков В.И. РЕПО - место в системе институтов гражданского права  // Законодательство и экономика, № 9, 2004
  24. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, М.: ИНФРА-М, 2006
  25. Авдеева М.Г., Жаворонкова Т.А., Черекаев А.В. Практические проблемы применения ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. № 2
  26. Анализ практики применения ответственности за нарушение валютного законодательства // Уголовное право № 1, 2010
  27. Антонова Т. Бумажная оправа для валютной операции // Расчет. 2009. № 10. С. 54 - 57.
  28. Винокуров А., Сальникова В. Репатриация валютной выручки: истина в вине... или в невиновности? // Консультант. 2009. № 21. С. 46 - 49.
  29. Гафарова Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ Финансовое право, 2009, № 7 С. 14 – 21
  30. Губарева Т.И. Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов // Финансовое право, 2009, № 6
  31. Евграфов О. Судебные дела // Современный предприниматель. 2009. № 10. С. 54 - 57.
  32. Бухарцев С.Н., Набат И.В. Практика рассмотрения ФАС СЗО дел, связанных с оспариванием постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства // Арбитражные споры. 2008. № 2;
  33. Джабиев Э.С. Исторический и международный опыт правового регулирования валютных отношений // Финансовое право, 2009, № 6 С. 42-54
  34. Зайцева С.Н. Особое внимание к договорам в инвалюте (у. е.) // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 10. С. 7 - 22.
  35. Локшин М.Г., Алексеева Т.О.Механизм обеспечения репатриации валютной выручки прошел проверку на соответствие Конституции Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2009, № 10 С. 62 - 66.
  36. Неретин М.С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право, 2008, № 4
  37. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право РФ. М., 2004.
  38. Ильин А.Ю. Совершенствование института ответственности за нарушение валютного законодательства // Финансовое право. 2010. № 1. С. 12 - 19.
  39. Канцеров В.Э. Финансово-правовое регулирование валютных отношений: понятие и сущность // Финансовое право, 2008, № 10
  40. Ковалева Н. Драконовские санкции за несовершенство закона // ЭЖ-Юрист. 2007. № 34.
  41. Кобзева Т. Получение валютного процентного займа // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 44. С. 4 - 5.
  42. Логинов П.Б. Требования валютного контроля при совершении операций с нерезидентами // Налоговый вестник. 2010. № 2. С. 110 - 117.
  43. Машковцев О. Итоги работы и перспективы развития ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. № 10. С. 4 - 13.
  44. Неверова Н.В. Современное состояние и перспективы развития финансово-правовой науки в области валютных правоотношений // Финансовое право, 2009, № 2 С. 24-32
  45. Николюкин С.В. Форма контракта внешнеторговой купли-продажи: вопросы теории и арбитражная практика // Налоги (газета), 2009, № 28
  46. Паневина Е. Штраф без основания // ЭЖ-Юрист. 2009. № 49. С. 10 - 11.
  47. Фомичева Л.П. Бартер: учетные, налоговые, внешнеэкономические аспекты // Налоговый вестник. 2009. № 12. С. 75 - 83.

Информация о работе Валютное регулирование