Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии

Автор: Катерина Романова, 12 Августа 2010 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать денежные потоки.
Денежные средства являются наиболее ликвидной частью оборотных активов. В то же время - это ограниченный ресурс, поэтому важным является создание на предприятии механизма эффективного управления денежными потоками.
Основными объектами управления денежными потоками выступают:
а) положительный денежный поток (поступление денежных средств) - характеризует совокупность поступлений денежных средств на предприятие от всех видов хозяйственных операций;
б) отрицательный денежный поток (выбытие денежных средств) - характеризует совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов хозяйственных операций.

Содержимое архива - 1 файл

Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

    Отметим, что согласно старому, но все еще  действующему Приказу Госналогслужбы от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 по окончании срока применения кассового аппарата, зарегистрированного в государственном реестре, инспекторы должны снять его с учета, предварительно (за 30 дней до окончания срока применения ККМ) уведомив об этом фирму. Если фирма уведомления не получала, то кассовый аппарат использовать можно (Постановления ФАС СЗО от 28.03.2005 N А05-25506/04-26, МО от 28.10.2005 N КА-А41/10593-05). При этом, как указано в Письме ФНС России от 20.05.2005 N 22-3-11/908, допускается использовать исключенный из реестра кассовый аппарат, когда фирма меняет юридический адрес (предприниматель - место жительства). В этом случае можно ограничиться перефискализацией ККТ и заменой ее карточки регистрации.

    3. За неприменение ККТ при расчетах с населением за реализованные товары (работы, услуги) предусмотрена административная ответственность.

    Санкции за неприменение ККТ установлены  законодателями в ст. 14.5 КоАП РФ. Оштрафовать  по ней могут как организацию, так и ее должностное лицо - сотрудника, ответственного за кассовую машину. При этом сумма штрафа довольно ощутима: штраф для компании составляет от 30 до 40 тыс. руб., а для кассира - от 3 до 4 тыс. руб. Санкции инспекторы могут наложить одновременно и на тех, и на других. Вынести соответствующее постановление налоговый орган может в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Если данный срок контролерами пропущен, то оштрафовать фирму нельзя. На это указал ВАС РФ в Постановлении от 31.01.2006 N 10196/05.

    Обратите внимание: по мнению налоговиков, инспекторы не могут взимать штрафы за неприменение ККТ с физических лиц. Штрафы взимаются только с организаций или предпринимателей. Об этом специалисты ФНС сообщили в Письме от 19.10.2005 N 06-9-09/28. Тем не менее организации следует учесть, что данная позиция противоречит выводу, который Пленум Верховного Суда изложил в п. 15 Постановления от 24.03.2005 N 5. По мнению суда, по одной и той же норме КоАП РФ можно привлекать к ответственности как организацию, так и ее должностное лицо, по вине которого было совершено правонарушение.

    В Постановлении от 28.06.2005 N 480/05 Президиум  ВАС сделал еще один неутешительный вывод: недобросовестное исполнение сотрудником  своих обязанностей не освобождает  работодателя от штрафа <16>. Однако руководитель организации не несет ответственности за не пробитый кассиром чек, если не доказана его вина за это правонарушение. Вина должна подтверждаться фактами, свидетельствующими о ненадлежащем исполнении руководителем своих должностных обязанностей. Об этом сказано в Постановлении ВС РФ от 24.02.2005 N 50-АД04-1.

    --------------------------------

    <16> Однако даже если продавец  не пробил чек и это обнаружилось  в ходе внезапной проверки  налоговиками, не стоит отчаиваться.  Если продавец пробьет чек  после предъявления удостоверения, у организации есть шанс избежать административной ответственности (Постановление ФАС СЗО от 03.02.2006 N А13-10210/2005-27). 

С.Н.Соловьев

Эксперт журнала

"Общественное  питание:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

06.04.2006 
 
 

"Предприятия  общественного питания: бухгалтерский  учет и налогообложение", 2007, N 11 

АУДИТ УЧЕТНОЙ "КУХНИ" ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ 

    О результатах деятельности предприятий  общественного питания можно  судить по многим фактам и показателям, один из них - финансовая отчетность. Ее достоверность очень часто вызывает сомнение, даже если система бухгалтерского учета в компании на высоком уровне. В таких случаях собственники и иные заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности обращаются к независимым экспертам - аудиторским фирмам, которые предлагают клиентам широкий спектр услуг начиная, как правило, с проверки и заканчивая налоговым аудитом, консультационными и иными сопутствующими аудиту услугами.

    Аудиторская проверка касается не столько самой организации, сколько бухгалтерской службы, для которой нельзя назвать ее безобидной, так как выявленные ошибки в любом случае не обрадуют исполнителей. Тем не менее их можно исправить, воспользовавшись рекомендациями профессионалов учета и отчетности. К сожалению, не всегда бухгалтер четко представляет цели и задачи аудита, его основные аспекты и методологию аудиторских проверок, а также порядок оказания сопутствующих аудиту услуг. Эти знания необходимы - они помогут пройти проверку в обстановке взаимовыгодного сотрудничества и избежать необоснованных претензий со стороны руководства по результатам аудита. 

Какой бывает аудит? 

    В настоящее время существует несколько  классификаций аудита. Так, по видам  деятельности экономического субъекта можно выделить общий, банковский, страховой и аудит инвестиционных институтов и бирж. Предприятиям общественного питания из этого перечня выбирать не приходится, для них, как и для многих других компаний, предусмотрен общий аудит. Исходя из того, кто проводит аудит (собственный отдел аудита или сотрудники сторонней организации), он подразделяется на внешний и внутренний. Цели проведения аудита определяют проверку бухгалтерского, налогового, управленческого учета и отчетности, представляемой пользователям. Для предприятий общественного питания есть принципиальное различие между аудитом, проводимым в обязательном порядке и по инициативе предприятия. С обязательным аудитом приходится сталкиваться крупным компаниям, с инициативным, как правило, имеют дело субъекты среднего и малого предпринимательства.

    Основу  обязательного аудита составляет ежегодная  проверка ведения бухгалтерского учета  и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации (п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской  деятельности) <1>. С аудиторами хорошо знакомы компании, организационно-правовая форма которых - ОАО. По этому показателю далеко не многие предприятия общественного питания подходят под обязательный аудит. У большинства из них организационно-правовая форма - ООО или ЗАО. Данное требование достаточно редко обязывает организации общественного питания проводить обязательную проверку.

    --------------------------------

    <1> Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". 

    Помимо  этого, есть еще два требования, обязывающие  позаботиться об аудиторском заключении, - предельный объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса более 20 млн руб. Первый показатель можно определить по строке 010 Отчета о прибылях и убытках, второй - по строке 300 бухгалтерского баланса. При этом выручку следует определять без учета сумм НДС, предъявленного поставщикам и заказчикам. Это следует из п. 3 ПБУ 9/99 <2>, ведь главная цель аудита - проверка бухгалтерской отчетности. Если поименованные показатели по итогам года превышают допустимые значения, то организация автоматически попадает в список претендентов на аудиторскую проверку.

    --------------------------------

    <2> Положение по бухгалтерскому  учету "Доходы организации"  ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина  России от 06.05.1999 N 32н. 

    По  показателям своей отчетности среднее  предприятие общественного питания  не дотягивает до обязательной аудиторской  проверки. Тем не менее, если организация  достаточно крупная и имеет сеть точек общественного питания, валюта баланса вполне может превысить ограничение в 20 млн руб. Источником превышения суммы активов предприятия может быть также дорогостоящая недвижимость, которая каждый год переоценивается в бухгалтерском балансе.

    Если  организация не заинтересована в  проведении аудита, то ей нужно сократить валюту баланса на конец года. Это можно сделать разными способами, наиболее логичный из них - погасить "лишними" активами существующие обязательства. Но не все так просто - внеоборотные и оборотные активы приобретаются для использования в основной деятельности, а не погашения обязательств кредиторам. Тогда напрашиваются другие варианты - перевод активов на баланс дружественной компании (в первую очередь внеоборотные) и последующая их аренда на выгодных условиях или забалансовый учет отдельных видов оборотных активов. К примеру, если организация общественного питания реализует не только кулинарную продукцию собственного производства, но и покупные товары, то она может их поставить на забалансовый учет и реализовывать их на условиях посреднических договоров. Безусловно, есть и другие способы сокращения валюты баланса в зависимости от того, какое имущество составляет актив компании, но мы не будем на них останавливаться. Аудит не налоговая проверка, иногда лучше пригласить аудиторов и выявить ошибки, чем потом подсчитывать штрафные санкции по акту выездной налоговой проверки. Поэтому, даже если предприятие питания и не подпадает под обязательный аудит, оно может провести проверку учета, отчетности и расчетов с бюджетом по налогам и сборам в добровольном порядке.

    Инициативный  аудит может проводиться в  любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным  решением органа управления организации. С инициативой проведения аудита могут выступать собственники компании (руководители), у которых есть сомнения в достоверности бухгалтерской отчетности. В отличие от обязательного аудита сфера проведения инициативной проверки шире и не ограничивается финансовой отчетностью, а может включать контроль состояния текущих дел компании. У общества инициатором проведения аудиторской проверки в добровольном порядке может быть любой участник. Он вправе лишь предложить общему собранию участников общества кандидатуру аудитора для проведения соответствующей проверки, тогда как окончательное решение этого вопроса принимается большинством голосов общего собрания участников общества (Постановление ФАС УО от 14.05.2007 N Ф09-3475/07-С4). Такой порядок объясняется тем, что Законом об ООО <3> назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг отнесены к компетенции общего собрания участников общества. Кроме того, порядок проведения аудиторских проверок определяется уставом общества.

    --------------------------------

    <3> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". 

    Независимо  от того, по какому основанию проводится аудит, прежде чем заключить договор, проверяемому лицу нужно выбрать  специалистов, которые проверят учет и отчетность предприятия.

Что проверяют  в общественном питании? 

    Специфика оказываемых предприятиями общественного  питания услуг обуславливает  проверку следующих отраслевых операций:

    - правильности ценообразования и  калькуляции цен на кулинарную  продукцию и кондитерские изделия  собственного производства, а также  на покупные товары;

    - документального оформления и  учета наличия и движения материально-производственных  запасов в кладовых, в производстве (на кухне), в кондитерском и  других цехах предприятий общественного  питания;

    - учета реализации продукции собственного производства и покупных товаров;

    - определения состава расходов  на продажу и себестоимости  услуг общественного питания.

    Помимо  специфических операций учетной "кухни" на предприятиях общепита в план проверки следует включить общие методологические вопросы бухгалтерского учета. К ним относится учет основных средств и других внеоборотных и оборотных активов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, операций с денежными средствами и финансовыми вложениями, формирование финансового результата деятельности компании.

8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ  СРЕДСТВ 

    В соответствии с законодательством  платежи между юридическими лицами осуществляются путем наличных и  безналичных расчетов. Валютой расчетов служит рубль. В случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, расчетные операции могут совершаться в иностранных валютах. 

8.1. Порядок  учета наличных расчетов 

    Работа  организаций с наличными деньгами регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Банка России (Протокол от 19 декабря 1997 г. N 47), Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (с изменениями и дополнениями).

    Порядок ведения кассовых операций, в частности, предусматривает:

    наличие кассы и ведение кассовой книги;

    хранение  свободных денежных средств в  учреждениях банков;

    расходование  наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке;

    хранение  наличных денег в кассах организаций  в пределах лимитов, установленных  обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.

    Исключение  составляют денежные средства, взятые в банке на оплату труда работников, выплату пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения их в банке.

    Прием наличных денег организациями при  осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

    Кассовые  операции оформляются с использованием следующих унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата  России от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями) и согласованных с Минфином России и Минэкономики России:

    приходный кассовый ордер - форма N КО-1;

    расходный кассовый ордер - форма N КО-2;

    журнал  регистрации приходных и расходных  кассовых документов - форма N КО-3;

Информация о работе Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии