Автор: Катерина Романова, 12 Августа 2010 в 12:51, курсовая работа
Одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать денежные потоки.
Денежные средства являются наиболее ликвидной частью оборотных активов. В то же время - это ограниченный ресурс, поэтому важным является создание на предприятии механизма эффективного управления денежными потоками.
Основными объектами управления денежными потоками выступают:
а) положительный денежный поток (поступление денежных средств) - характеризует совокупность поступлений денежных средств на предприятие от всех видов хозяйственных операций;
б) отрицательный денежный поток (выбытие денежных средств) - характеризует совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов хозяйственных операций.
3)
факторинг-гарант - данный продукт
представляет собой своего
4) факторинг-финанс - положительными сторонами данного направления являются: оперативность финансирования любой поставки (средства могут быть получены в любой день после предоставления отгрузочных документов); отсутствие ограничений по суммарному объему и срокам использования предоставляемого финансирования.
В отличие от других форм финансирования факторинг-финанс не требует залогового обеспечения и оформления множества документов, обеспечивает гибкий график проведения операций по финансированию, которое продолжается бессрочно и не ограничено в размерах, а погашение происходит из платежей дебиторов.
Что касается механизма предоставления финансирования при факторинге, то средства могут выплачиваться как по графику, так и по требованию. При этом средства могут выплачиваться покупателю (реверсивный факторинг), а могут поступить поставщику (классический факторинг). По своим целям факторинговое финансирование может выступать и как финансирование отсрочки, и как гарантия от просрочки. По порядку определения суммы финансирования - твердая сумма или процент от поставок. По географическому признаку выделяют факторинг внутренний и международный. Международный факторинг подразумевает помощь клиенту в подборе "качественного" импортера, способствует увеличению объема продаж и расширению клиентской базы экспортеров. Финансирование экспортера при этом осуществляется под уступку денежного требования к импортерам, что дает 100% покрытия риска неплатежа импортера. При рефинансировании 100% валютной выручки поступает на транзитный счет в течение 3 - 5 дней после осуществления поставки. Импортный факторинг позволяет осуществлять импортные закупки на условиях отсрочки платежа без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии [3].
В
целом факторинг является тем
механизмом регулирования финансовых
потоков, который способен значительно
повысить их эффективность (ускорить оборот
капитала организации, что, в свою очередь,
повлечет за собой необходимость разработки
более совершенных механизмов управления
и контроля за финансовыми ресурсами организации).
Литература
1. Бурцев В.В. Аудит финансовых потоков государства // Аудиторские ведомости. - 2001. - N 8.
2.
Гвардин С. Факторинг:
3.
Трейвиш М. Продажа
М.А.Шошин
Кубанский государственный
аграрный университет
Подписано в печать
16.08.2007
УПРАВЛЕНИЕ
ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
В
условиях резкого подорожания заемных
средств особенно актуальным становится
планирование и управление денежным потоками.
Необходимость данной деятельности хорошо
иллюстрирует схема 1, приведенная на с.
61. Это лишь одно из возможных негативных
последствий. Недостаточное внимание
к планированию и управлению денежными
потоками приводит к нехватке ликвидности,
нарушениям в сроках оплаты, ухудшению
взаимоотношений с контрагентами, необоснованному
использованию дополнительных заемных
средств.
Возможные проблемы при отсутствии управления
денежными потоками
┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌──────────────────────┐
│ Нет планирования │ │ Работа компании │ │ Условия договора │
│ и управления │ │ парализована ├───>│ с клиентами │
│ денежными потоками │ │ │ │ не выполнены │
└─────────┬──────────┘ └─────────┬─────────┘ └──────────┬───────────┘
\│/ /│\ \│/
┌─────────┴──────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴───────────┐
│ Нет средств, │ │ Поставщик │ │ │
│ чтобы оплатить ├───>│ прекратил отгрузки│ │ Потеря клиентов │
│ счет поставщика │ │ │ │ │
└────────────────────┘
└───────────────────┘
└──────────────────────┘
Схема 1
Почему возникают
кассовые разрывы?
Неплатежеспособность возникает в тот момент, когда денежный поток становится отрицательным. Важно, что такая ситуация может возникнуть даже в том случае, если предприятие остается прибыльным. Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства. Чаще всего эти проблемы являются результатом нарушения или полного отсутствия платежной дисциплины.
Неправильную организацию платежей можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, специфика отрасли подразумевает значительную отсрочку платежей от клиентов. Наличие значительной суммы дебиторской задолженности и отсутствие мероприятий по ее погашению может привести к недостатку денежных средств для финансирования текущей деятельности предприятия.
Проблема
нарушения условий платежей решается
преимущественно на этапе оперативного
планирования за счет более качественной
работы с клиентами по закрытию дебиторской
задолженности. Если на предприятии существует
регламент фиксации плановых поступлений
денежных средств, то при его нарушении
можно оперативно выявить контрагентов-неплательщиков.
Рассмотрим подробнее одну из возможных
методик управления денежными потоками,
основанную на нашем опыте внедрения систем
управления денежными потоками.
Основные
этапы управления денежными потоками
Управление денежными потоками можно представить как последовательность следующих этапов:
-
бюджетирование/скользящее
- сбор информации о планируемых платежах;
-
проверка и утверждение
-
оперативное планирование
Более
подробно взаимосвязь этих этапов показана
на схеме 2.
Этапы управления
денежными потоками
Планирование
на некоторый промежуток времени Оперативное планирование
┌─────────────────────────────
│
┌──────────────┐
┌ ┼>│Бюджетирование├┬
- - - - - - - - ┐─\- │─>│Сбор информации├┬────────────────┬>
│
└──────────────┘ ┌────────────┐
\ │ │ о планируемых ││
┌─────────────┐│ │ платежного│
├─┼ - - - - - - - ──┴─>│ Скользящее ├ ┘ \│ │ платежах │ │ Проверка │ │ календаря │ \_
│ │планирование│ /│ └───────────────┘└>│и утверждение├┘ └───────────┘ / │
│ │ └────────────┘ / │ │ платежей │ / │
│ / │ └─────────────┘ / │
│ │
└─────────────────────────────
│
│ │┌─────────────\ ┌───────────────\
│
└┼>│ платежных├─ -\- - ┼>│ анализ ├─ -\─┐
│
│
└─ - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - ─┘
Схема 2
Бюджетирование
На этапе бюджетирования, исходя из плана продаж и закупок, составляются планы движения денежных средств на промежуток времени (бюджеты движений денежных средств, или БДДС). Уже на этом этапе можно выявить потенциальные кассовые разрывы и принять необходимые меры.
Бюджеты расходов денежных средств могут также нести функцию ограничения "аппетитов" подразделений. В дальнейшем все платежи будут планироваться таким образом, чтобы вписываться в рамки существующих бюджетов. Если подразделение израсходовало все лимиты по данной статье БДДС, обычный пользователь не может оформить заявку на расходование денежных средств и платежный документ.
Как правило, БДДС составляются на месяц, квартал или год. Составление БДДС с нуля - достаточно трудоемкий процесс, так как требуется обработать большой массив информации о предстоящих доходах и расходах. Чтобы облегчить этот процесс, часто за основу берутся данные предыдущих периодов.
Таким
образом, бюджетирование движения денежных
средств помогает ответить на вопросы,
кто, когда, на какие цели и сколько
сможет потратить денежных средств.
Скользящее
планирование
Скользящее
планирование предполагает, что после
окончания определенного
Такая технология имеет ряд преимуществ перед традиционным бюджетированием, которое иногда сравнивают с планированием "в стену": компания не видит своего будущего за пределами границ бюджета. Например, есть бюджет на год. В начале последнего месяца года нам известны планы только на месяц вперед, что во многих случаях неприемлемо. Согласование бюджетов на следующий год - довольно долгий процесс, и многие службы компании оказываются в ситуации, когда планы известны на весьма ограниченный срок.
Процесс скользящего планирования обычно более трудоемкий, так как требует регулярного пересмотра текущей ситуации и изменения планов, но, с другой стороны, при вовлечении в процесс всех заинтересованных лиц дает более качественный прогноз. Одним из способов привлечения конечных пользователей является применение так называемых предварительных заявок, в которых указываются лишь наиболее общие реквизиты платежей: подразделение, статья, сумма. Однако этих данных вполне достаточно для составления бюджета скользящего планирования.
Информация о работе Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии