Рынок ценных бумаг в России и Беларуcси: состояние и проблемы

Автор: Ольга Семко, 10 Августа 2010 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть состояние и проблемы рынка ценных бумаг в России и Беларуси.
Объект: рынок ценных бумаг в России и Беларуси.
Предмет: состояние и проблемы рынка ценных бумаг в России и Беларуси.
Задачи:
1. раскрыть сущность рынка ценных бумаг.
2. Показать структура рынка ценных бумаг.
3. Рассмотреть классификацию ценных бумаг.
4. Осветить становление и развитие российского фондового рынка.
5. Проанализировать рынок ценных бумаг в Республике Беларусь.

Содержимое архива - 1 файл

ГОтовая КУРСОВАЯ Рынок ценных бумаг в России и Беларуси состояние и проблемы..doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

      Создана и функционирует ОАО "Белорусская  валютно-фондовая биржа", на которой торгуются акции, государственные облигации, облигации Национального банка и иные ценные бумаги.

      Для учета прав на ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из двух центральных депозитариев(центральный депозитарий Национального банка — по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" — по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям) и депозитариев второго уровня. Данная депозитарная система является достаточно передовой как в плане организационной структуры, так и в технологическом плане.

      Спектр  выпускаемых инструментов фондового рынка достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции акционерных обществ, облигации юридических лиц, государственные ценные бумаги (в том числе государственные облигации), ценные бумаги Национального банка, муниципальные ценные бумаги, векселя (которые выпускают и банки, и иные юридические лица), депозитные и сберегательные сертификаты.

      Объем выпускаемых ценных бумаг к объему ВВП за последнее время вырос  с 14 процентов в 1998 году до 36 процентов  в 2003 году [14, с. 4-5].

      Основная  доля выпускаемых ценных бумаг приходится на акции, государственные облигации и банковские векселя, что подтверждается нижеприведенными данными.

      Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в первом полугодии 2004 года был представлен следующими основными сегментами:

      — корпоративные ценные бумаги (акции юридических лиц) с объемом эмиссии 1192,5 миллиарда рублей (по состоянию на 01.07.2004 — 8447,3 миллиарда рублей);

      — государственные ценные бумаги (ГКО, ГДО) с объемом эмиссии 659,6 миллиарда рублей;

      — краткосрочные облигации Национального  банка Республики Беларусь с объемом  эмиссии 70 миллиардов рублей;

      — векселя банков с объемом 896,5 миллиарда  рублей;

      — векселя юридических лиц (кроме  банков) с объемом 29,6 миллиарда рублей. 

      Состояние рынка

      Акции. Основу фондового рынка составляют акции открытых акционерных обществ, которых по состоянию на 01.08.2004 в Республике Беларусь насчитывались 1795, из них было создано в процессе приватизации госсобственности 1492, или 83,1 процента. Иными словами, за 12 лет существования фондового рынка только около трехсот открытых акционерных обществ были созданы "с нуля". Приведенные цифры наглядно демонстрируют, что в республике недостаточно использовалась возможность привлечения инвестиций с использованием инструментов фондового рынка и в частности акций.

      Несмотря  на значительный удельный вес выпущенных акций в общем объеме эмиссии  всех ценных бумаг (более 70 процентов), их вторичное обращение оставляет желать лучшего. Так, в 2003 году объем торгов акциями на биржевом и внебиржевом рынке составил порядка 24 миллиардов рублей, а за январь — июнь 2004 года т — немногим более 20 миллиардов рублей. И хотя в обращении акций из года в год прослеживается динамика по увеличению объема торговли ими, по сравнению с другими инструментами вторичный рынок акций крайне невелик.

      По  мнению специалистов, данный дисбаланс на рынке акций (большой объем эмиссии и в то же время практически отсутствие вторичного рынка) обусловлен следующими причинами:

      — основное количество акций (порядка 85 процентов от всех выпущенных акций ОАО) принадлежит государству и, следовательно, они не попадают в сферу обращения;

      — в пределах 5—10 процентов акций  находятся под мораторием (акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) или за чеки "Имущество", запрещены к отчуждению в период безвозмездной приватизации).

      В создавшихся условиях оставшиеся в свободном обращении акции (порядка 5—10 процентов от общего объема выпущенных акций) не позволяют создать ликвидный рынок акций в нашей республике и, как следствие, использовать потенциал рынка акций в процессе привлечения инвестиций.

      Государственные облигации. Объем эмиссии государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО) в 2003 году сложился на уровне 941,2 миллиарда рублей, в первом полугодии 2004 года — 659,6 миллиарда рублей, что по отношению к ВВП составило около 2,5 и 3,3 процента соответственно.

      Объем торговли государственными облигациями в 2003 году был немногим более 5 триллионов рублей (91,6 процента от общего биржевого оборота ценных бумаг), в январе — июне 2004 года — 3,8 триллиона рублей (99,5 процента от общего биржевого оборота ценных бумаг) [14, с. 5-6].

      Рынок государственных облигаций является наиболее ликвидным сегментом биржевого рынка ценных бумаг республики. Данное утверждение является справедливым уже в течение многих лет. Существенно не изменилась структура участников рынка государственных облигаций, среди которых основными являются коммерческие банки.

      Вместе  с тем потенциал данного сегмента также используется недостаточно. И Правительство в настоящее время работает над расширением как спектра инструментов государственных ценных бумаг, так и круга его участников, в том числе с перспективой размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках.

      Муниципальные ценные бумаги. В республике проведено 6 облигационных займов, которые уже погашены в полном объеме. Данный сегмент фондового рынка не получил должного развития в республике (доля в общем объеме выпущенных ценных бумаг не превышала 1 процента), и в настоящее время муниципальные ценные бумаги не выпускаются. Однако в будущем планируется возобновление их эмиссии.

      Ранее выпускаемые муниципальные ценные бумаги являлись целевыми жилищными облигационными займами. Полагаю, что следует расширить возможность использования привлекаемых местными органами власти средств для сглаживания кассовых разрывов, финансирования различных инвестиционных проектов. При внесении соответствующих изменений в законодательство данный сегмент возродится и будет довольно значимым на фондовом рынке.

      Ценные  бумаги Национального  банка. В целях осуществления денежно-кредитного регулирования Национальный банк осуществляет выпуск ценных бумаг — краткосрочных облигаций Национального банка.

      За 2003 год объем их эмиссии составил 390,2 миллиарда рублей по номиналу, за январь — июнь 2004 года — 70 миллиардов рублей.

      Данные  ценные бумаги довольно активно обращаются на вторичном рынке (в 2003 году — 444 сделки на общую сумму 199,7 миллиарда рублей).

      Векселя. Структура выданных юридическими лицами, в том числе банками, векселей выглядит следующим образом:

      —  векселя юридических лиц (кроме  банков): 2003 год — 80,7 миллиарда рублей, первое полугодие 2004 года — 29,6 миллиарда рублей;

      — векселя банков: 2003 год — 1,9 триллиона  рублей, первое полугодие 2004 года — 0,9 триллиона рублей.

      Тенденция снижения объема выпуска векселей юридическими лицами при одновременном увеличении объема банковских векселей сохраняется с 2002 года. Причем она относится не только к векселям, номинированным в белорусских рублях, но и к векселям, номинированным в долларах США и евро.

      Однако  с учетом предполагаемых изменений в законодательстве прогнозируется смещение интереса участников фондового рынка от использования векселей к корпоративным облигациям, что происходит в настоящее время в России.

      Перспективы рынка. Государство придает немаловажное значение развитию фондового рынка Республики Беларусь. Так, по поручению Президента Республики Беларусь в 2003 году межведомственной рабочей группой (под руководством Комитета государственного контроля с участием представителей Национального банка, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства юстиции, Комитета по ценным бумагам) был проведен комплексный анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь, по результатам которого для совершенствования фондового рынка и устранения выявленных недостатков было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2004 года № 211 "Об утверждении мероприятий по обеспечению эффективного государственного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2004 год".

      В целях выполнения мероприятий, заложенных в вышеназванном документе, в 2004 году Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления были разработаны проекты следующих законодательных актов:

      — проект Декрета Президента Республики Беларусь "О внесении изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43" (одобрен 17.08.2004 Президиумом Совета Министров Республики Беларусь). Проект предусматривал отмену некоторых льгот для вновь создаваемых коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также снижение ставки налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с ценными бумагами, с 40 до 24 процентов;

      — проект Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по регулированию вексельного обращения в Республике Беларусь" (одобрен 17.08.2004 Президиумом Совета Министров Республики Беларусь). Проект предусматривает ужесточение контроля за обращением векселей в целях предотвращения их использования в незаконных финансовых операциях;

      — проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении изменений  в Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля возможность отчуждения путем  продажи через ОАО "Белорусская  валютно-фондовая биржа" акций, приобретенных  гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", в случае нахождения их в собственности более трех лет. Кроме того, проектом предусмотрены нормы, исключающие возможность совершения сделок по договорам, позволяющим в будущем отчуждение вышеуказанных акций.

      На  уровне подзаконных актов Комитетом  по ценным бумагам приняты дополнительные меры по предотвращению манипулирования ценами на акции как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Особое внимание уделялось вопросам обращения чеков "Жилье". Разрабатывается нормативно-правовая база по производным, ипотечным ценным бумагам и другим. Постоянно совершенствуется порядок раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг [14, с. 7].

      Таким образом, можно констатировать, что Правительством Республики Беларусь проводится значительная работа по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, в том числе в сфере обращения ценных бумаг, в вопросах приватизации, налоговом законодательстве и на иных сегментах отечественного рынка ценных бумаг.

      В долгосрочной перспективе необходимо внести изменения в Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и  фондовых биржах", в котором следует определить понятие "эмиссионная ценная бумага"; изменить порядок эмиссии акций акционерных обществ, предусмотрев возможность регистрации акций до внесения изменений в устав (уставный фонд) при продаже акций; расширить способы обеспечения обязательств по облигациям посредством механизма не только залога (облигации с залоговым обеспечением), но и поручительства, банковской гарантии. Требует также закрепления порядок предоставления залога при выпуске облигаций. 
 

 

Заключение

      Таким образом, рынок ценных бумаг как  сегмент финансового рынка выступает системой экономических отношений, связанных с мобилизацией, накоплением и распределением свободных денежных ресурсов, предназначенных для развития производства. Цель рынка ценных бумаг — привлечение инвестиций в экономику. Рынок ценных бумаг имеет ряд функций и задач. Для реализации основной цели и решения задач необходимо наличие определенных  условий.

      Рынок ценных бумаг — это сложная  организационно-правовая и социально-экономическая  структура, которая имеет много  различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам.

      Спецификой  рынка ценных бумаг является то, что движение денежных средств оформляется специальным документом — ценной бумагой. Существует еще ряд классификаций ценных бумаг.

      Становление российского фондового рынка  — достаточно сложный процесс. За годы реформ фондовый рынок прошел несколько четко выраженных этапов. В современных условиях российский рынок ценных бумаг приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он помогает перемещать капитал от инвесторов, располагающих свободными денежными ресурсами, к эмитентам, испытывающим потребность в финансировании инвестиционных проектов. Возможность перепродажи ценных бумаг побуждает многих инвесторов покупать ликвидные ценные бумаги и, таким образом, предоставлять капитал нуждающимся в нем.

      В настоящее время в России РЦБ создан и функционирует, он имеет свои особенности и характеристики, обусловленные состоянием экономики и законодательной базы. Перспективы фондового рынка в России представляются исключительно позитивными.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России и Беларуcси: состояние и проблемы