Автор: Ольга Семко, 10 Августа 2010 в 18:43, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть состояние и проблемы рынка ценных бумаг в России и Беларуси.
Объект: рынок ценных бумаг в России и Беларуси.
Предмет: состояние и проблемы рынка ценных бумаг в России и Беларуси.
Задачи:
1. раскрыть сущность рынка ценных бумаг.
2. Показать структура рынка ценных бумаг.
3. Рассмотреть классификацию ценных бумаг.
4. Осветить становление и развитие российского фондового рынка.
5. Проанализировать рынок ценных бумаг в Республике Беларусь.
В первом российском законодательном акте по ценным бумагам дано такое определение: «Ценная бумага — это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ».
В статье 142 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации сказано следующее: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении». В статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», где рассматриваются основные термины фондового рынка, дано лишь определение эмиссионной ценной бумаги — как любой ценной бумаги, в том числе бездокументарной, которая характеризуется следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке; размещается выпусками; имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Но существуют еще и неэмиссионные ценные бумаги (т.е. те, которым не надо проходить процедуру эмиссии, например векселя и др.).
Наконец, весьма любопытное определение дал Т. Драйзер в своем знаменитом романе «Титан»: по его мнению, ценные бумаги — это финансовые эквиваленты материальных ценностей. Если попытаться обобщить различные определения ценных бумаг, то можно дать общее достаточно нейтральное и не противоречащее вышеприведенным определение ценных бумаг:
Ценные бумаги — это особым образом оформленные документы, выражающие отношения (чаще всего долговые) между сторонами, подтверждающие право либо на какое-то имущество, либо на денежную сумму [4, с. 60].
Ценные бумаги можно разделить на три группы:
1) отражающие права собственности (акции);
2) в той или иной степени являющиеся заемными средствами (облигации, векселя, казначейские обязательства, сертификаты и др.);
3) производные — любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельцев на покупку или продажу тех или иных ценных бумаг (опционы, варранты и др.).
Существует еще ряд классификаций ценных бумаг:
- именные ценные бумаги, данные о владельце которых занесены в специальный реестр и переход прав на которые требует обязательной идентификации личности, и ценные бумаги на предъявителя, не регистрирующиеся и передающиеся другому лицу без идентификации личности;
- срочные ценные бумаги, имеющие конкретный срок погашения, и бессрочные, не содержащие конкретного срока погашения;
- документарные ценные бумаги, владелец которых устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим Образом сертификата, и бездокументарные, владелец которых устанавливается на основании записи в системе ведения реестра или на основании записи на счету депо;
-
государственные
ценные бумаги,
выпущенные федеральными органами власти,
корпоративные, выпущенные предприятиями
и организациями, ценные
бумаги субъектов Российской
Федерации, выпущенные областями, краями
и республиками в составе России, и муниципальные
ценные бумаги, выпущенные городскими
органами власти (администрациями, муниципалитетами)
[4, с. 60].
Становление российского фондового рынка — достаточно сложный процесс. В отличие от многих развитых стран, где механизм функционирования рынка ценных бумаг хорошо отработан и органично включен в общий механизм функционирования рыночной системы, в России он стал развиваться только в начале 90-х гг. Толчком к его становлению стал процесс интенсивного акционирования государственных и кооперативных предприятий в ходе их разгосударствления и приватизации. За годы реформ фондовый рынок прошел несколько четко выраженных этапов.
Первый этап (1990-1993) проходил под знаком ваучерной приватизации, в результате которой приватизационные чеки превратились в объект спекулятивной торговли вначале на стихийном внебиржевом, а затем и па биржевых рынках. В этот период активно возникали многочисленные фондовые и торговые биржи. Так, к концу 1993 г. в России было 63 фондовые, товарно-фондовые биржи, фондовых отдела товарных бирж (в США и Франции действует всего 7 фондовых бирж). На этом этапе правовые основы функционирования бирж были крайне несовершенными.
Второй этап (1993 — август 1998). Этот период условно можно определить как период укрепления правовых, организационных и управленческих принципов функционирования рынка ценных бумаг. Этому способствовал ряд обстоятельств. Были приняты федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другие, что способствовало более строгой регламентации поведения на рынке, процедуре лицензирования, усилению контроля за качеством ценных бумаг и т.д.
В 1996 г. была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, деятельность которой должна обеспечивать проведение государственной поли гики в области рынка ценных бумаг. Эта комиссия получила право создавать региональные комиссии, действующие как подразделения местных администраций. Именное этого момента начался более или менее регулируемый процесс становления реального первичного рынка, на котором главным объектом купли-продажи все больше становились корпоративные ценные бумаги. Среди них выделялись акции и облигации ведущих российских эмитентов, которые в основном были представлены предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Важную роль в становлении фондового рынка играли коммерческие банки, которые были главными эмитентами самых надежных, доходных и ликвидных акций, облигаций и векселей. Банки не только сами выступали в качестве брокеров, но и способствовали развитию специализированных институтов фондового рынка, что помогло появлению других профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокерских фирм, различных инвестиционных фондов и других организаций (депозитариев, расчетно-клиринговых центров, торговых систем и т.д.).
В рассматриваемый период активно шел процесс развития коллективных инвестиций в форме паевых, инвестиционных и пенсионных фондов. К сожалению, многие из них стали активными участниками финансовых пирамид, что серьезно подорвало доверие к ним.
Другим важным сегментом фондового рынка является рынок государственных ценных бумаг. Эти ценные бумаги в отличие от акций представляют собой классические долговые бумаги. Они служат, с одной стороны, способом покрытия государственного долга, с другой — важным средством регулирования денежной и кредитной эмиссии путем операций на открытом рынке в виде купли-продажи государственных ценных бумаг. Этот сегмент фондового рынка стал преобладающим.
Анализ
конкретной действительности показывает,
что за годы реформ в России сложился
чисто спекулятивный рынок
Государственные ценные бумаги во всем мире являются, как правило, самыми надежными и низкодоходными. В России же вместо надежных и высоколиквидных долговых ценных бумаг была создана обычная финансовая пирамида. «Пирамидальный» принцип обслуживания государственного долга неизбежно вел к высокой доходности бумаг, которая за весь период существования ГКО-ОФЗ колебалась от 30 до 200% [6, с. 22-23].
Гипертрофированное развитие рынка государственных ценных бумаг деформировало его суть и роль. Вместо того, чтобы быть неинфляционным источником финансирования бюджетного дефицита, рынок государственных ценных бумаг превратился в источник легкого и быстрого обогащения спекулянтов не только российских, но и иностранных. На долю последних на 1.08.98 г. приходилось 32% ГКО-ОФЗ. Постоянно увеличивающаяся эмиссия ГКО-ОФЗ привела к катастрофическому росту государственного долга. Если в 1993 г. он равнялся 0,2 трлн руб., то в 1997 г. — уже 384,9 трлн руб., на 1 июля 1998 г. он составлял 436 трлн руб. [6, с. 24].
Нарастание признаков финансового кризиса и опасения девальвации рубля вызнали снижение цен на акции российских компаний, сокращение золотовалютных резервов, активный сброс государственных ценных бумаг и интенсивную скупку валюты. В результате курс доллара резко пошел вверх. Все это привело к тому, что в августе 1998 г. рынок государственных ценных бумаг потерял ликвидность и рухнул.
Правительство РФ объявило о своей неплатежеспособности (дефолте). Последствия такого решения оказались катастрофическими: девальвация, взрывной рост цен, обесценение всех видов доходов. Все финансовые рынки рухнули. Фондовый рынок упал в несколько раз по сравнению со своими максимальными значениями. Многие специалисты считают, что по большинству позиций он оказался отброшенным на 3—5 лет назад. Кризис затронул практически все сегменты фондового рынка. Только через год рынок ценных бумаг стал подавать первые признаки жизни. Начался третий этап — современный этап развития фондового рынка. Постепенно стал оживать рынок корпоративных бумаг. Россия вновь выбилась в лидеры по доходности вложений в корпоративные бумаги среди развивающихся рынков.
Несмотря на некоторое оживление, российский фондовый рынок полностью еще не восстановился. Доверие инвесторов по-прежнему невелико, полому обороты и ликвидность на этом рынке слишком малы. Полное оздоровление рынка может произойти только тогда, когда социально-экономическая и политическая ситуация в стране стабилизируется и начнется устойчивый экономический рост [6, с. 24].
В современных условиях российский рынок ценных бумаг приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он помогает перемещать капитал от инвесторов, располагающих свободными денежными ресурсами, к эмитентам, испытывающим потребность в финансировании инвестиционных проектов. Возможность перепродажи ценных бумаг побуждает многих инвесторов покупать ликвидные ценные бумаги и, таким образом, предоставлять капитал нуждающимся в нем [6, с. 94].
В настоящее время в России РЦБ создан и функционирует, он имеет свои особенности и характеристики, обусловленные состоянием экономики и законодательной базы. Для российского рынка ценных бумаг характерны: невысокие объемы оборота ценных бумаг (в 2003 г. оборот по сделкам с акциями на ММВБ, РТС, МФБ составил 35,53 млрд дол. США, а например в Финляндии — 168,2 млрд дол.); чрезвычайно высокая концентрации сделок с ценными бумагами 10 - 15 эмитентов; неразвитая инфраструктура региональных рынков; недоверие частных лиц к вложениям сбережений в ценные бумаги [26, с. 55].
Наряду с причинами общеэкономического характера (слабое развитие сферы производства и услуг, низкий уровень доходов населения и др.) к причинам несовершенства российского РЦБ следует отнести и недостатки существующей модели функционирования рынка ценных бумаг.
Организации, контролирующие и регулирующие все виды деятельности на рынке ценных бумаг, это прежде всего — государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг, которые в Российской Федерации включают:
• высшие органы управления (Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума);
• министерства и ведомства (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по по управлению федеральным имуществом РФ и др.);
• Центральный банк Российской Федерации.
Условия выпуска и обращения ценных бумаг строго регламентируются Центральным банком РФ.
Продавцами на рынке являются эмитенты и владельцы ценных бумаг. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг инвесторами по осуществлению прав, которые удостоверены ценной бумагой [6, с. 13].
В России вторичный рынок находится в стадии становления, поэтому он имеет ряд особенностей и недостатков: ценные бумаги не равны по их инвестиционным возможностям и качеству, единые правила поведения на рынке отсутствуют.
На российском вторичном рынке одновременно действуют две тенденции. С одной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список, включающий несколько десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и являются объектом активных фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий не обращаются, практически выступают как неликвиды. В результате вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей основной функции — перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России и Беларуcси: состояние и проблемы