Избирательный процесс

Автор: Ирина Иванова, 02 Августа 2010 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Народ, избирая из своей среды депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы, вырабатывать механизмы их реализации и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Данное положение характерно для представительной демократии, как важнейшего средства осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.
Кроме того, Конституция РФ не просто установила демократический характер государства, но и конституционно закрепила свободные выборы и референдум в качестве высшей формы непосредственной демократии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………………….
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………..
СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………
Назначение выборов…………………………………………………
Регистрация избирателей, составление списка избирателей, образование избирательных округов и участков…………..……
Выдвижение, регистрация кандидатов………………………………
Проведение предвыборной компании……………………………
Голосование и подведение итогов голосования…………………
Установление результатов выборов и их официальное опубликование…………………………………………………………..
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержимое архива - 1 файл

содержание, введение, главы,заключение.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Избирательное законодательство предусматривает  различные формы реагирования на случаи несоблюдения своих норм. Основной из этих форм является ответственность  участников процесса за нарушения избирательного законодательства, предусмотренная в трех видах: избирательно-правовая ответственность, административная ответственность и уголовная ответственность. 

Принцип гласности (открытости). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Этот принцип не является абсолютным, так как не ко всем действиям субъектов процесса закон предъявляет требование публичного совершения. Например, процесс подбора кандидатур для выдвижения избирательным объединением, блоком, их расположения в списке кандидатов, договорный процесс избирательных объединений по вопросу формирования избирательного блока остаются «в тени» процесса. Доведение такого рода информации до сведения избирателей — дело соответствующих избирательных объединений. 

Основное значение принцип открытости приобретает  в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права  зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав. 

Однако действие указанного принципа не ограничивается указанной сферой. Все действия иных субъектов процесса, имеющие важное значение для полноценной реализации избирательных прав граждан и для совершения которых требуется контроль со стороны государства, должны осуществляться публично. Наиболее наглядно это проявляется в регулировании отношений по финансированию выборов. В данном аспекте избирательное законодательство нацелено на достижение максимальной прозрачности; 

Принцип равноправия  однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие  возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения — у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов[3]. 

Данный принцип  означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с  избирательными комиссиями. Недопустимо  различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам; 

Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных  документов, закрепляет высокие требование к их форме и содержанию. 

Особое место  среди избирательных документов занимают так называемые избирательные  документы «строгой отчетности» (избирательные  бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных  комиссий об итогах голосования. 

Приведенный перечень принципов не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса. Помимо них можно выделять принципы, отражающие содержание отдельных  стадий избирательного процесса, например: принцип равенства избирательных округов, принцип свободы в выборе форм и методов ведения предвыборной агитации, принцип равного доступа к средствам массовой информации, принцип смешанного финансирования выборов, принцип единого порядка установления итогов голосования и определения результатов выборов и другие. 

Принцип поступательного  осуществления избирательного процесса позволяет разделить его на относительно самостоятельные, сменяющие друг друга  стадии, в совокупности образующие его структуру. Стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них. 

Общая картина  избирательного процесса выглядит следующим  образом. В установленный законом  срок уполномоченный на то орган (должностное  лицо) издает акт о назначении выборов, которым определяется дата голосования. После опубликования этого акта начинается формирование так называемой «инфраструктуры выборов»: образование избирательных округов (в случае, когда территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа), составление и уточнение списков избирателей, формирование соответствующих избирательных комиссий. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку. Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые, в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, и ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов). Предвыборная агитация закапчивается за день до дня голосования, чтобы дать избирателям возможность «собраться с мыслями» перед волеизъявлением, которое осуществляется путем голосования бюллетенями па избирательных участках. По окончании голосования участковыми избирательными комиссиями осуществляется подсчет голосов, а вышестоящими комиссиями - подведение итогов голосования и определение результатов выборов. Заключительным моментом избирательного процесса является опубликование результатов выборов.

     Таким образом можно сделать вывод, что избирательный процесс является разновидностью процессуальной деятельности, касающейся деятельности по проведению выборов с целью формирования представительных органов власти различных уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Глава. Стадии Избирательного процесса

     Стадии  избирательного процесса связаны с  организацией и проведением выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законом определенные избирательные действия и процедуры, обеспечивающие демократическое формирование представительных органов власти и реализацию избирательных прав граждан (как активного, так и пассивного), целостность, завершенность и легитимность выборов.

     Выделяют  основные и факультативные стадии избирательного процесса. К основным стадиям относятся:

  • назначение выборов (производится уполномоченным на то органом в установленный законом срок в связи с предстоящим окончанием легислатуры представительного органа власти или полномочий выборного должностного лица);
  • регистрация (учет) избирателей, составление список избирателей, образование избирательных округов и участков;
  • выдвижение, регистрация кандидатов;
  • проведение предвыборной кампании;
  • голосование и определение итогов голосования;
  • установление результатов выборов и их официальное опубликование.

           Факультативными стадиями избирательного процесса могут быть: повторное голосование, повторные  выборы, выборы депутатов вместо выбывших.7

           Рассмотрим каждую стадию избирательного процесса в отдельности. 

     2.1 Назначение выборов.

       Выборы назначает уполномоченный  на то орган или должностное  лицо.

     Днем  голосования на выборах различного уровня может быть только день, определенный в соответствии с установленными соответствующими законами правилами.

     Решение о назначении выборов в федеральный  орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о  назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

     Если  уполномоченный на то орган или должностное  лицо не назначит выборы в предусмотренные  законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов. 

     2.2 Регистрация (учет) избирателей, составление списка избирателей, образование избирательных округов и участков.

    Основные  правила регистрации (учета) избирателей, участников референдума закреплены в Федеральном законе: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 10 июня 2002 г. № 67-ФЗ ( далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав …»)8, который предусматривает утверждение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации положения, регулирующего порядок осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума, установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, а также формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума. Действующая редакция Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (далее - Положение) утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19.11.2008 N 138/1017-5).

     Регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

     В России действует следующая процедура  регистрации (учета) избирателей. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

     Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и  других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.

     Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся в  длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства  или консульского учреждения Российской Федерации.

     Органы, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей, в соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав …» получают информацию, на основе которой осуществляют внесение или исключение соответствующих данных об избирателях от территориальных органов Федеральной миграционной службы, органов записи актов гражданского состояния, органов, осуществляющих воинский учет граждан РФ, судов.

     Сведения, полученные в установленном порядке, не реже чем один раз в месяц передаются главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

     Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

     Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Информация о работе Избирательный процесс