Избирательный процесс

Автор: Ирина Иванова, 02 Августа 2010 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Народ, избирая из своей среды депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы, вырабатывать механизмы их реализации и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Данное положение характерно для представительной демократии, как важнейшего средства осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.
Кроме того, Конституция РФ не просто установила демократический характер государства, но и конституционно закрепила свободные выборы и референдум в качестве высшей формы непосредственной демократии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………………….
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………..
СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………
Назначение выборов…………………………………………………
Регистрация избирателей, составление списка избирателей, образование избирательных округов и участков…………..……
Выдвижение, регистрация кандидатов………………………………
Проведение предвыборной компании……………………………
Голосование и подведение итогов голосования…………………
Установление результатов выборов и их официальное опубликование…………………………………………………………..
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержимое архива - 1 файл

содержание, введение, главы,заключение.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………………….
  2. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………..
  3. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………
    1. Назначение  выборов…………………………………………………
    2. Регистрация избирателей, составление списка избирателей, образование избирательных округов и участков…………..……
    3. Выдвижение, регистрация кандидатов………………………………
    4. Проведение предвыборной компании……………………………
    5. Голосование и подведение итогов голосования…………………
    6. Установление результатов выборов и их официальное опубликование…………………………………………………………..
  4. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ……………………
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. 

    В соответствии со статьей 3 Конституции  РФ единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Народ, избирая из своей среды депутатов  в представительные органы государственной  власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы, вырабатывать механизмы их реализации и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Данное положение характерно для представительной демократии, как важнейшего средства осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.

    Кроме того, Конституция РФ не просто установила демократический характер государства, но и конституционно закрепила свободные выборы и референдум в качестве высшей формы непосредственной демократии.

     Свободные демократические выборы в Российской Федерации за последние 20 лет стали  неотъемлемым атрибутом формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, прочно вошли в политическую жизнь государства.

     Порядок организации и проведения выборов  в Российской Федерации получил  законодательное закрепление в  ряде федеральных законов, законах  субъектов Российской Федерации.

     Теоретическими  и практическими проблемами современного российского избирательного права и избирательного процесса занимается целый ряд ученых-юристов, труды которых составили теоретическую базу при написании дипломной работы. К ним можно отнести К.В. Арановского, М.В. Баглая, В.Н. Белоновского, Р.Т. Биктагирова А.Н. Борисова, А.А. Вешнякова, И.В. Выдрина, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, С.Д. Князева, А.С. Прудникова, В.И. Фадеева, Д.А. Шевчука, и многих других.

     И хотя, учеными и практиками проделана  достаточно большая работа по исследованию и развитию различных институтов избирательного права и избирательного процесса, в настоящее время остается еще большое количество не решенных вопросов, а также вопросов, решение которых носит во многом дискуссионный характер.

     Актуальность  темы исследования заключается в том, что организация и проведение подлинно демократических выборов в России является одной из важнейших задач, стоящих не только перед государством, но и перед всем обществом. От того насколько законно будут проходить выборы, осуществляться все избирательные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, будет зависеть легитимность власти, отношение  и доверие граждан к ней.

     В теории избирательного права до сих  пор нет четкого определения  термину «избирательный процесс», что затрудняет теоретическую разработку ряда связанных с этим вопросов.

     Анализ  правоприменительной практики позволяет  увидеть целый ряд проблем, возникающих  на разных стадиях избирательного процесса, часть из которых является результатом  не достаточно четкого законодательного регулирования, а часть результатом использования участниками избирательного процесса различного рода избирательных технологий, опережающих законодательное закрепление тех или иных вопросов, возникающих в избирательном процессе.

     Анализ  данных проблем должен сопровождаться дачей соответствующих предложений  и рекомендаций различным участникам избирательного процесса для того, чтобы выборы в России продолжали соответствовать мировым избирательным  стандартам и позволяли полностью оправдывать свое предназначение.

     Цель  данной курсовой работы – опираясь на анализ нормативно - правовых актов, опубликованную и неопубликованную правоприменительную судебную практику, специальную, научную, учебную, справочную и иную литературу изучить состояние института выборов в Российской Федерации, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед организаторами выборов и дать практические рекомендации по решению выявленных проблем.

      Задачи  работы заключается в рассмотрении:

  • Понятие избирательного процесса;
  • Процесс назначения выборов, а также регистрации и учета избирателей;
  • Проблем, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов и избирательных объединений;
  • Проблем, возникающих при проведении предвыборной агитации;
  • Проблем организации голосования и легитимации итогов выборов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Избирательный процесс. 

     Российский  избирательный процесс является достаточно сложным политико-правовым явлением.

     Действующее законодательство, уделяя особое внимание процедурным аспектам организации  и проведения выборов, тем не менее, законодательно не закрепляет понятие «избирательный процесс».

     В.В. Игнатенко и С.Д. Князев в своей  работе «Правовые основы избирательного процесса» приводят следующие основные характеристики избирательного процесса:

  1. Избирательный процесс неразрывно связан с юридической деятельностью участников выборов, представляющей собой разновидность юридического процесса, посредством которого обеспечивается реализация законодательства о выборах.
  2. Избирательный процесс являет собой совокупность процедурных форм, в которых находит отражение динамика избирательных компаний.
  3. Избирательный процесс сопряжён с организацией документооборота, детально учитывающего последовательность реализации избирательных прав и обязанностей граждан и иных участников выборов.
  4. Избирательный процесс выступает в качестве системы процедурных гарантий, обеспечивающих формирование представительных органов государственной и муниципальной власти.1

     В настоящее время нет устоявшегося понимания термина «избирательный процесс», различные авторы дают ему различное толкование.

     М.В. Баглай говорит о том, что «избирательный процесс представляет собой сложную  систему правоотношений, в которых  участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов».2

     Избирательный процесс – это совершаемая  в рамках временного этапа, в установленном  порядке определенная последовательность действий субъектов избирательного права по подготовке и проведению выборов. В то же время избирательный процесс – это и система процедур, процессуальных форм по разрешению избирательных дел.3

     Избирательный процесс олицетворяет собой систему  организационно взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности избирательных правоотношений, складывающихся по поводу реализации избирательных прав и обязанностей граждан и иных лиц в связи с подготовкой и проведением выборов.4

     Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян понимают избирательный  процесс как «технологическую инфраструктуру и форму реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур».5

     М.В. Масловская, отграничивая избирательный  процесс от других видов юридических  процессов, выделяет следующие отличительные черты избирательного процесса:

  1. специфичность норм, устанавливающих порядок, процедуру реализации избирательного права граждан РФ;
  2. многообразие субъектов, участвующих в деятельности по формированию государственных органов и органов местного самоуправления;
  3. результатами, получаемым в ходе избирательного процесса материально-правовым являются вновь сформированные представительные и исполнительные органы и избранные должностные лица, а также учредительные акты, закрепляющие правовое оформление этих органов и должностных лиц;
  4. потребность и специфичность процедурно-процессуальной регламентации, осуществляющейся на различных уровнях законодательного закрепления, свидетельствующие о необходимости закрепления определенного порядка образования органов и избрания должностных лиц;
  5. использование различных приемов, методов, средств и правил юридической техники, проявляющихся как в образовании избирательных участков, так и в формировании участковых, окружных и других избирательных комиссий. При этом процедурные нормы и правила имеют свой, только им присущий предмет регулирования, который не совпадает с предметом регулирования процессуальных норм и направлен на наиболее эффективное осуществление стоящих перед ними задач.6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы избирательного процесса. 

     Процессуально правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие  требования, предъявляемые к участникам процесса и избирательно-процессуальной формой. 

Основными принципами и избирательного процесса являются следующие принципы: 

Принцип осуществления  организации и проведения выборов  специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями. 

Для проведения выборов создаются специальные  органы - избирательные комиссии. Организация  и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, - единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. 

Принцип непрерывности  и поступательности избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом  процессуальные стадии и обязательно  заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов. Это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными. Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса. 

Поступательность  процесса означает заранее заданную законом последовательность смены  стадий избирательного процесса[2]. Невозможна иная последовательность стадий, чем  это предусмотрено законом, например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата. 

Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования, установленной  законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами. 

Информация о работе Избирательный процесс