Природа психики

Автор: Алена Острикова, 12 Августа 2010 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Содержание работы

Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания………………………………………………………………….3
ГлаваII. Тест………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………...27

Содержимое архива - 1 файл

контр по псих.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

      Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс. Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно, интересны для психологии.

      Таким образом, то, что вошло в сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления  о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

      В самом деле, попробуем изобразить человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов. Внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). Это – технические исполнители, или "чернорабочие", сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

      Наравне с процессами сознания можно поместить  неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только обладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

      И наконец, процессы "надсознания" (III). Они развертываются в форме  работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Тест 

     1. Определите взаимосвязь терминов  «Образование», «Обучение», «Воспитание».

     а) Образование = обучение + воспитание.

     б) Воспитание = образование

     в) Образование = обучение.

     Правильный  ответ а

     2. Назовите основоположника отечественной  педагогики как науки

     а) К.Д. Ушинский

     б) И.Ф. Гербарт

     в) П.Ф. Каптерев

     Правильный  ответ а

     3.Определите  взаимодействие категорий «педагогика» и «дидактика»

     А) педагогика и дидактика – родственные  понятия

     Б) педагогика и дидактика – самостоятельные  дисциплины

     В) педагогика – более широкое понятие, чем дидактика

     Правильный  ответ Б

     4. Дайте определение понятия «система  образования» согласно  Закона «Об образовании»

     Система образования в Российской Федерации  представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

     5.Определите  специфические признаки понятий:

     а) педагогическое мастерство - высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога.

     б) педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это — умение правильно и выразительно говорить.

     в) педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

     6. Приведите практические примеры,  иллюстрирующие процесс педагогического  «воздействия» и «взаимодействия».

     Убеждение — это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых ка­честв. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение  может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

     Педагогическое  взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс  совместной деятельности студента и  преподавателя, в котором использование  участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

     7. Составьте классификацию основных  методов обучения. Объясните причины  актуальности классификации групп методов, разработанных Я. Лернером.

     При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

     1) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля  за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

     В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя  сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

     Каждая  из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

     Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

     8. Внесите изменения в перечень  компонентов педагогического процесса

  • потребности;
  • цель;
  • задачи;
  • субъекты педагогического процесса;
  • содержание;
  • формы организации процесса;
  • средства обучения;
  • результат;
  • мониторинг;
  • диагностика.

     С изменениями

     Цель  – принципы – содержание – методы – средства – формы

     9. Продолжите список:

  • научная психология;
  • житейская психология;
  • психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.

    9. Дайте  единое совокупное определение следующих понятий:

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические образования;
  • психические свойства;
  • социально-психологические явления.

      В распространенном делении психических  явлений — процессы, состояния  и свойства — они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

    10. Раскройте  сущность одного из перечисленных методов исследования.

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • метод обобщения независимых характеристик;
  • анализ результатов деятельности;
  • опрос;
  • тестирование.

     Методами  педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

     Методы  педагогических исследований можно  классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа данных.

     Статистическое  наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. 

     Наблюдение  должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

     К числу средств, повышающих объективность  наблюдений, относятся специальные  технические средства звукозаписи  или видеозаписи уроков, внеклассных  воспитательных мероприятий.

     Различают следующие виды статистического  наблюдения:

     -         непрерывное 

     -         периодическое 

     -         единовременное 

     -         сплошное 

     -         несплошное.

     11. Назовите этапы и определите  особенности развития психологической  науки на каждом из них.

     В своем развитии психология прошла несколько  этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до началаобъективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

     12. Определите сущность человека с позиций гуманистической психологии.

     Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых  отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

     13. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ:

     Психология  – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

  • наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики;
  • наука о поведении;
  • наука о сознании;
  • наука о душе.

Информация о работе Природа психики