Природа психики

Автор: Алена Острикова, 12 Августа 2010 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Содержание работы

Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания………………………………………………………………….3
ГлаваII. Тест………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………...27

Содержимое архива - 1 файл

контр по псих.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ

Государственное образовательное учреждение профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

                                           ФИЛИАЛ  РГГУ  в г. Кирове 
 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Психология и педагогика 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнила студентка

                                                                                               Специальности 032001

      «Документоведении и ДОУ»

         заочной формы обучения

        группа ДОУ – 1(4,5)

       Острикова А.В. 
 

                                                                                               Проверил: кандидат               

        педагогических наук

        Соловьева М.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 

2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания………………………………………………………………….3

ГлаваII. Тест………………………………………………………………………...18

Список  использованной литературы……………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания.

  1. Поясните определение: «психика есть форма отражения». Каковы основные особенности психического отражения? Какие существуют виды  психических явлений?

      Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия [1, с. 176].

      Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

      С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в  виде обмена веществ стало необходимым  условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

      Условия жизни на этапе допсихического отражения  таковы, что организму нет необходимости  в особой ориентировочной поисковой  деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

      Особенности психического отражения:

      а) чисто субъективное образование;

      б) имеет только временную протяженность;

      в) может быть активным и пассивным (непроизвольным);

      г) психическое является символом реальности;

      д) психическое отражение является более или менее правильным.

      Все психические явления делятся на три группы:

      1) психические процессы;

      2) психические состояния; 

      3) психические свойства личности.

      Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

      Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

      Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

      Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов [2, с. 98].

      Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

      Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические  состояния проявляются в общей  организованности психики.

      Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

      Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. 

     
  1. Каковы  основные физиологические  механизмы психического?
 

     Суть  его состоит в утверждении  невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.

     Вообще  говоря, параллелистических решений  существует несколько. Они различаются по некоторым, иногда важным, но все-таки дополнительным утверждениям.

     Так, дуалистический параллелизм исходит  из признания самостоятельной сущности духовного и материального начал. Монистический параллелизм рассматривает  в психических и физиологических процессах две стороны одного процесса.

     Главное же, что объединяет все эти решения - это утверждение, что психические  и физиологические процессы протекают  параллельно и независимо друг от друга. То, что происходит в сознании, соответствует, но не зависит от того, что происходит в мозговом веществе, и, наоборот, процессы в мозге соответствуют, но не зависят от того, что происходит в сознании.

     Итак, согласно принципу, или теории, психофизического взаимодействия физиологические процессы непосредственно влияют на психические, а психические - на физиологические. И действительно, казалось бы, фактов взаимодействия психических и физиологических процессов более чем достаточно.

     Основные  физиологические механизмы психического - это механизмы обучения, памяти, эмоций, сознания, организации целенаправленного поведения [3, с. 89]. 

     
  1. Какие стадии развития психики  животных выделили А.Н. Леонтьев,  К.Э. Фабри?
 

     В отечественной психологии учение о  развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ни одну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновения психики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникает лишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействия с ней.

     Гипотезу  о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными  обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н. Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования у животных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.

     Согласно  гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло через  три стадии и шесть уровней (табл. 1). 

 

      Таблица 1 – Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии  и уровень развития психики Характеристика  психики и поведения Виды  живых существ, находящихся  на данной стадии (данном уровне) развития
Стадия  элементарной сенсорной  психики
А. Низший уровень.

Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высший уровень.

Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

А. Наличие раздражимости: четкие реакции на биологически значимые раздражители через изменение направления и скорости движений. Отсутствие сформированной способности реагировать на биологически нейтральные раздражители (чувствительности). Слабая, нецеленаправленная двигательная активность 

Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций  на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль

А. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

Стадия  перцептивной психики
А. Низший уровень.

Отражение внешней действительности в форме  образов предметов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высший уровень.

Складывание определенной «картины мира»

А. Образование  двигательных навыков. В поведении преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развитое защитное поведение 

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие позвоночные (птицы  и некоторые млекопитающие)

Стадия  интеллекта
А. Низший уровень.

Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к научению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации 

Б. Высший уровень.

Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской  фазы

А. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук 
 

Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения

А. Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины

Информация о работе Природа психики