Автор: Алена Острикова, 12 Августа 2010 в 13:06, контрольная работа
Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.
Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания………………………………………………………………….3
ГлаваII. Тест………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………...27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ
Государственное образовательное учреждение профессионального образования
Кафедра
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине:
Психология и педагогика
«Документоведении и ДОУ»
заочной формы обучения
группа ДОУ – 1(4,5)
Острикова А.В.
педагогических наук
Соловьева М.Ф.
Киров
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава
I. Домашняя письменная работа по теме:
Природа психики. Развитие психики и сознания…………………………………………………………
ГлаваII.
Тест……………………………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Глава I. Домашняя письменная работа по теме: Природа психики. Развитие психики и сознания.
Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия [1, с. 176].
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.
Условия
жизни на этапе допсихического отражения
таковы, что организму нет
Особенности психического отражения:
а) чисто субъективное образование;
б) имеет только временную протяженность;
в) может быть активным и пассивным (непроизвольным);
г) психическое является символом реальности;
д) психическое отражение является более или менее правильным.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов [2, с. 98].
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические
состояния могут быть кратковременными,
ситуативными и устойчивыми, личностными.
Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.
Вообще говоря, параллелистических решений существует несколько. Они различаются по некоторым, иногда важным, но все-таки дополнительным утверждениям.
Так,
дуалистический параллелизм исходит
из признания самостоятельной
Главное же, что объединяет все эти решения - это утверждение, что психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. То, что происходит в сознании, соответствует, но не зависит от того, что происходит в мозговом веществе, и, наоборот, процессы в мозге соответствуют, но не зависят от того, что происходит в сознании.
Итак, согласно принципу, или теории, психофизического взаимодействия физиологические процессы непосредственно влияют на психические, а психические - на физиологические. И действительно, казалось бы, фактов взаимодействия психических и физиологических процессов более чем достаточно.
Основные
физиологические механизмы
В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ни одну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновения психики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникает лишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействия с ней.
Гипотезу о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н. Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования у животных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.
Согласно
гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри,
развитие психики животных прошло через
три стадии и шесть уровней (табл.
1).
Таблица 1 – Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровень развития психики | Характеристика психики и поведения | Виды живых существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития |
Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший
уровень.
Примитивные
элементы чувствительности. Развитая
раздражимость Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов |
А. Наличие раздражимости:
четкие реакции на биологически значимые
раздражители через изменение направления
и скорости движений. Отсутствие сформированной
способности реагировать на биологически
нейтральные раздражители (чувствительности).
Слабая, нецеленаправленная двигательная
активность Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль |
А.
Простейшие одноклеточные
организмы. Многие низшие
многоклеточные организмы,
обитающие в водной
среде Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
Стадия перцептивной психики | ||
А. Низший
уровень.
Отражение
внешней действительности в форме
образов предметов Б. Высший уровень. Складывание определенной «картины мира» |
А. Образование
двигательных навыков. В поведении преобладают
ригидные, генетически запрограммированные
компоненты. Двигательные навыки сложны
и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба,
бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный
поиск положительных раздражителей в
окружающей среде и умелое избегание вредных
воздействий. Развитое защитное поведение Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению |
А.
Рыбы и другие низшие
позвоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие
и головоногие моллюски).
Насекомые Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
Стадия интеллекта | ||
А.
Низший уровень.
Способность
решать задачи, ориентируясь
на отношения, существующие
между предметами. Хорошо
развитая способность
к научению. Перенос
вновь приобретенного
опыта в новые условия
и ситуации Б. Высший уровень. Наличие
двухфазного интеллекта.
Выделение в интеллектуальной
деятельности особой,
ориентировочно- |
А.
Развитие исследовательских
форм поведения с широким
использованием ранее
приобретенного опыта.
Выделение специализированных
органов манипулирования
предметами: лап, рук Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения |
А.
Высшие млекопитающие.
Хищники (кошки, собаки).
Низшие обезьяны Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины |