Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии

Автор: Настинова Галина, 11 Августа 2010 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления – развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
Здоровье и образ жизни студентов
Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ КГУ
3.1. Анализ заболеваемости населения Республики Калмыкия
3.2. Заболеваемость студентов КГУ по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое архива - 1 файл

Распространение болезней эндокринной системы.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)
 

                           Таблица 6

Заболеваемость  детей в возрасте 0-14 лет болезнями  эндокринной

системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ. 

  2000 2005 2006 2007 2008
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ  
464
 
394
 
376
 
380
 
326
 

3.2  Экологические и  гигиенические аспекты

питания студентов 

  Питание человека представляет одно из важнейших  условий для его нормальной жизнедеятельности, во многом зависит от условий окружающей среды и обеспечивает возможности его адаптации к необычным условиям. Стремление достичь конечного приспособительного эффекта и поддерживать гомеостаз, как показали П.К. Анохин и другие исследователи, обеспечивается надежностью функциональных систем, обусловливающих адаптации организма в процессе постоянно усложняющегося влияния на него факторов среды. Именно с измененными условиями жизни сталкивается студент на первом курсе университета. Необходимо учесть, что кроме непривычного места жительства, режима, вида деятельности, студент сталкивается с иными социальными отношениями, малоизвестным коллективом, факторами информационными, включающими значительный объем неизвестных ранее дисциплин, информационных технологий. Эффективность функционирования организма в необычных для него условиях требует создания новых функциональных систем - интегральных образований, обеспечивающих результативность учебной деятельности и адаптации к отличающимся условиям, однако это приводит к значительным затратам   энергетических   и   пластических   веществ.

  Именно  поэтому экологически правильно  организованное питание выступает одним из условий адекватного адаптивного процесса и резистентости организма студента к учебной нагрузке.

   Ранее мы отмечали, что у школьников Белгородской области наблюдается ухудшение состояния здоровья и перегрузка нервной системы в связи с увеличением учебной нагрузки из-за усиления потока информации, повышением интенсивности процесса обучения, внедрением различных экспериментальных программ, а также с социально-экономическими, бытовыми, семейными и экологическими факторами. Отмечалось также и ухудшение параметров питания, выражающееся в несбалансированности его качественных компонентов и недостаточности количественных характеристик (Зерщикова Т.А., Флоринская Л.П., 2003). Социально-экологический опрос показал, что у большинства семей (76%) нет возможности, а порой и желания отдавать предпочтение только экологически чистым продуктам.

   Поскольку школьники – это будущие студенты, нами была продолжена работа по выявлению  экологических аспектов их питания. Работа проводится в двух направлениях.

  Первое  связано с оценкой рациона с позиций качественных и количественных его характеристик. Данная деятельность проводится на практических и лабораторных занятиях с участием самих студентов, которые с удивлением узнают, насколько их ежедневный рацион не соответствует возрастным и физиологическим нормам, а в ряде случаев - составляет только половину необходимых для данного возраста, образа жизни, физических показателей и умственной активности энергозатрат.

  Второе  направление связано с анкетированием первокурсников. Вопросы анкеты предполагают выявление экологических характеристик покупаемой и выращиваемой семьей студента продукции, а также умения оценить качество мяса, овощей и фруктов. Часть вопросов посвящено режиму питания респондентов. Положительный ответ оценивался в три балла, отрицательный – в один балл.

  Результаты  анкетирования по некоторым из вопросов представлены в таблице 1. Из данной таблицы видно, что собственноручно выращенную продукцию признают экологически чистой почти половина респондентов, однако 69,4 % из них используют ядохимикаты, а 47,3 % - минеральные удобрения при ее выращивании. С подобной ситуацией мы сталкивались неоднократно (Зерщикова Т.А, Флоринская Л.П., 2004, 2005), поэтому можно полагать, что данная ошибка стандартна и проистекает из недостаточного понимания термина «экологически чистая» продукция.

  Кроме того, даже жители Алексеевского района признают свою продукцию чистой. Напомним, что этот район пострадал в результате Чернобыльской аварии, и никакой участок не может считаться априорно экологически чистым, без соответствующего обследования на наличие радиоактивности и тяжелых металлов, чего в данном случае сделано не было.

                      Таблица 1.

   Организация питания студентов-первокурсников

          Вопрос
% положи тельных ответов Число положи тельных ответов Средний балл по группе
Считаете  ли Вы выращенную Вами продукцию экологически чистой 47,34
    9
1,95
Покупая продукцию на рынке, выясняете ли Вы место, где она выращена 15,78
    3
1,31
Покупая продукцию, интересуетесь ли Вы гигиеническим сертификатом на нее
    0
нет 1,0
Знаете  ли Вы условные обозначения штрих-кодов 5,26
    1
1,11
Учитываете  ли Вы обозначения Е при покупке  продукции 5,26
    1
1,11
Учитываете  ли содержание вредных для организма компонентов при приобретении продукта 21,04
    4
1,42
Много ли Вы читаете о пользе тех или  иных продуктов 36,82
    7
1,74
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь только на красоту этикетки 5,26
    1
1,11
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь преимущественно на их вкус и качество 84,16
    16
2,68
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь на их полезность для организма, иногда в ущерб вкусовым качествам 36,82
    7
1,67
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь на их экологическую  чистоту 10,52
    2
1,22
Ваше  питание зависит от случайного приобретения продукта 36,82
    7
1,74
Ваше  питание зависит от желания съесть тот или иной продукт 68,38
    13
2,37
Ваше питание зависит от строго определенного ограниченного набора диетических продуктов?
    0
нет 1,0
Ваше  питание регулируется расчетами  энергетической ценности и полезности продуктов 10,52
    2
1,21
Ваше  питание зависит от материального  обеспечения 89,42
    17
2,8
Вы  встаете из-за стола с легким чувством голода 15,78
    3
1,32
Вы  встаете из-за стола полностью  наевшись 68,38
    13
2,37
Вы  встаете из-за стола не наевшись, так как стараетесь похудеть 5,26
    1
1,11
Вы  питаетесь регулярно, в одно и  то же время 10,52
    2
1,21
Вы  питаетесь нерегулярно, в зависимости  от появившегося чувства голода 73,64
    14
2,47
Вы  питаетесь нерегулярно, в зависимости  от появившейся минутки 31,56
    6
1,63
Вы  едите: - 3 раза в день 47,34
    9
2,12
- 4 раза в день 21,06
    4
1,67
- 5 раз в день 10,52
    2
1,36
- 2 раза в день 10,52
    2
1,44
Максимальный  объем питания приходится у вас  на завтрак 10,52
    2
1, 21
Максимальный  объем питания приходится у вас  на обед 68,38
    13
2,37
Максимальный  объем питания приходится у вас  на ужин 42,08
    8
1,84
Объем питания распределяется равномерно по всем срокам употребления пищи 5,26
    1
1,11
В вашем питании преобладают каши 5,26
    1
1,11
В вашем питании преобладают макаронные изделия 52,6
    10
1,11
В вашем питании преобладают концентраты  и готовая замороженная продукция 10,78
    7
2,05
В вашем питании преобладают консервы 9,36
    7
1,78
В вашем питании преобладают овощи  и фрукты 11,68
    11
2,22
 

     Почти никто из студентов не интересуется гигиеническим сертификатом на покупаемую продукцию, обосновывая отсутствием такового у продавцов либо неосведомленностью о его необходимости. В ответах респондентов отмечаются незнание штрих-кодов, обозначений Е на маркировке продуктов (94,7 %) и отсутствие интереса к потребляемому (только 21 % осведомляются о содержимом пищи), нежелание узнать о пользе конкретных продуктов (63 %). Полученные данные указывают на несформированность понятия «экология питания» и отношения к здоровью собственного организма как к непреходящей ценности. Об этом же говорят и ответы на вопросы, касающиеся гигиенических аспектов питания. Так, у 42 % максимальный объем потребляемой пищи приходится на ужин (табл. 1), 10 % питаются только дважды в сутки. Макаронные изделия составляют основу питания у 53 %, консервы, концентраты и замороженные продукты – еще у 21 % студентов. Таким образом, не более 26 % респондентов предпочитают овощи, фрукты, каши, яйца и мясомолочную продукцию. Причем только три человека явно признают преимущество овощей и фруктов, в остальных случаях значительную часть питания первокурсников составляют готовые концентраты и консервы. В беседе респонденты поясняют такое положение следующим образом. Во-первых, почти 90 % опрашиваемых первокурсников отмечают, что мясная и растительная пища дороги, поэтому и приходится питаться преимущественно макаронами и сахаром, а также картошкой, которую они привозят от родителей. Во-вторых, легкость приготовления и его незначительная продолжительность, требующаяся при использовании концентратов, позволяют сэкономить время на занятия собственными делами. И, наконец, у части студентов (около 53 %) отмечается недостаток в семейном воспитании: поскольку приобретением продуктов ранее занимались родители, студенты не знают основные критерии правильного выбора мяса на рынке и не умеют его покупать. Традиционно используются критерии цены и свежести (52,6 %), реже - цвета (42 %), но мало кто обращает внимание на наличие финн, кровавых пятен, свидетельствующих о возможном заболевании, мраморного рисунка на печени. Выбирая растительную продукцию, в первую очередь обращается внимание на цену, на свежесть, но место произрастания, условия выращивания и содержание нитритов остаются вне интересов покупателя.

      Итак, в ответах опрашиваемых первокурсников просматриваются тенденции к  несбалансированному питанию, нерациональному  распределению потребляемых продуктов в течение суток и нерегулярность приема пищи. Диетологическая пирамида в суточном рационе у большинства опрашиваемых не соблюдается. В количественном аспекте отмечается недостаток употребления белка (примерно половина требуемой возрастной нормы или 2/3), жира (от 0,5 до ¾ средневозрастного потребления), которые компенсируются сахаром, вареньем, нектаром, мороженым, конфетами. Особенно часто подобные отклонения от нормально организованного питания наблюдаются в период сессии, когда студенты, усваивая материал, постоянно жуют кондитерские изделия.

   Однако, в соответствии с данными, получаемыми  на практических и лабораторных занятиях, даже калорийность пищи редко у кого из первокурсников достигает 2000 ккал (8400 кДж), а у некоторых представителей недостаточно даже для компенсации затрат на основной обмен, которые составляют 1700 ккал (7140 кДж) у мужчин, 1530 – 1550 ккал (6510 кДж) у женщин (Михайлов В.С и др., 1987). Такой выбор продуктов позволяет потреблять больше углеводов, требующихся при усиленной умственной деятельности, но отнюдь не способствует нормальной адаптации к усиленным нагрузкам на организм в условиях незнакомой среды и деятельности. За несколько лет проведения лабораторных занятий, только дважды встретились первокурсники, серьезно занимающиеся подсчетом калорий и соблюдением определенной диеты для поддержания требующегося веса. Основное же количество студентов предпочитает просто недоедать, поэтому их вес не соответствует росту (160 – 170 см), что выявляется на практических занятиях, а здоровье к концу обучения возможно, значительно ухудшиться.

   На  наш взгляд, особенно опасно белковое недоедание, которое встречается у большинства студентов. При условиях усиленной умственной и физической нагрузки оно может привести к понижению внимания, ухудшению памяти, анемии, расстройствам функции желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы, ослаблению работы иммунной системы и другим нарушениям, которые, в свою очередь, отражаются на успешности освоения учебных дисциплин.

   Для избегания подобного исхода необходимо активизировать деятельность по формированию понятий «экологически чистая» продукция и «здоровый образ жизни». Поэтому в процессе изучения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на практических и лабораторных занятиях студенты оценивают уровень своего физического развития, качественный и количественный состав собственного пищевого рациона и дают рекомендации по его улучшению.

   В процессе изучения дисциплин «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний» усиливается работа по анализу состава пищевых продуктов, приобретаемых в торговой сети, и влиянию на организм их компонентов, изучению обозначений штрих-кодов. Воздействие нескольких веществ, наиболее опасных для здоровья, с позиций аллергенности, канцерогенности и мутагенности, о влиянии которых на организм ранее студенты в своей массе не задумывались, теперь стало им понятнее. Разузнали они и о значительном влиянии на состояние здоровья искусственных пищевых ароматизаторов, красителей, усилителей вкуса, стабилизаторов, консервантов, некоторых лекарств, о необходимости прохождения ими медицинской и экологической экспертизы. Не забывают преподаватели и об активной работе по предотвращению или исправлению вредных привычек в рамках борьбы с токсикоманией, наркоманией и табакокурением. Интересное практическое занятие было разработано канд. пед. наук Головко Е.В., которая организовала его в форме научной конференции (круглого стола). Студентам были розданы роли доктора, психолога, воспитателя и «вредных привычек», и предоставлено время для самостоятельной подготовки к прениям. В течение занятия в процессе дискуссии о «пользе» и «вреде» алкоголя, табака, наркотиков, студенты убеждались в том, что «вредные привычки» отнюдь не составляют имидж современной молодежи и не помогают ей в решении жизненных проблем и трудностей. Проведенный после ряда занятий опрос показал, что многие первокурсники теперь будут учитывать экологическую безопасность при приобретении продуктов, некоторые не станут употреблять алкоголь или курить. Однако, самые завзятые курильщики в приватной беседе признались, что курят уже давно и бросать не собираются. Поэтому следует почаще проводить подобные мероприятия, задействуя   максимально   активность подростков, не только среди студенческой молодежи, но и среди школьников.

   Таким образом, взаимосвязанная и комплексная работа нескольких преподавателей позволит формировать и развивать у первокурсников понятия об «экологически чистом» питании и его гигиенических аспектах, активизировать положительное отношение к собственному здоровью, научиться пропагандировать здоровый образ жизни, что особенно важно для будущих педагогов.

3.3. Экологические аспекты культуры питания.

 В современной литературе часто указывается на недостаток здоровья подростков, что не может не отражаться на их учебной деятельности. Эти отклонения специалисты связывают, прежде всего, с условиями окружающей среды и отсутствием  психологических установок на здоровый образ жизни молодежи. К последнему следует отнести не только раннее курение, употребление спиртных напитков, наркоманию и токсикоманию, но и нерегулярное экологически неправильное питание. В структуре заболеваемости подростков по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, заболевания органов пищеварения, связанные с ухудшением экологической обстановки и несоблюдением гигиены питания составляют не менее 12-13% на состояние 1997-2002 г. г. Приведенные данные касались выпускников школ, но эта проблема остро стоит и перед высшей школой, поскольку здоровье студентов и экология их питания традиционно неадекватны здоровому образу жизни. Студенты экологически неграмотно, к сожалению, относятся к своему питанию. 

Литература

  1. Зерщикова Т.А., Флоринская Л.П. Экологические аспекты культуры питания.

2. 

Информация о работе Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии