Автор: Настинова Галина, 11 Августа 2010 в 11:34, курсовая работа
Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления – развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
Здоровье и образ жизни студентов
Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ КГУ
3.1. Анализ заболеваемости населения Республики Калмыкия
3.2. Заболеваемость студентов КГУ по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 6
Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет болезнями эндокринной
системы,
расстройства питания, нарушения обмена
веществ.
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ | 464 |
394 |
376 |
380 |
326 |
3.2 Экологические и гигиенические аспекты
питания
студентов
Питание человека представляет одно из важнейших условий для его нормальной жизнедеятельности, во многом зависит от условий окружающей среды и обеспечивает возможности его адаптации к необычным условиям. Стремление достичь конечного приспособительного эффекта и поддерживать гомеостаз, как показали П.К. Анохин и другие исследователи, обеспечивается надежностью функциональных систем, обусловливающих адаптации организма в процессе постоянно усложняющегося влияния на него факторов среды. Именно с измененными условиями жизни сталкивается студент на первом курсе университета. Необходимо учесть, что кроме непривычного места жительства, режима, вида деятельности, студент сталкивается с иными социальными отношениями, малоизвестным коллективом, факторами информационными, включающими значительный объем неизвестных ранее дисциплин, информационных технологий. Эффективность функционирования организма в необычных для него условиях требует создания новых функциональных систем - интегральных образований, обеспечивающих результативность учебной деятельности и адаптации к отличающимся условиям, однако это приводит к значительным затратам энергетических и пластических веществ.
Именно поэтому экологически правильно организованное питание выступает одним из условий адекватного адаптивного процесса и резистентости организма студента к учебной нагрузке.
Ранее мы отмечали, что у школьников Белгородской области наблюдается ухудшение состояния здоровья и перегрузка нервной системы в связи с увеличением учебной нагрузки из-за усиления потока информации, повышением интенсивности процесса обучения, внедрением различных экспериментальных программ, а также с социально-экономическими, бытовыми, семейными и экологическими факторами. Отмечалось также и ухудшение параметров питания, выражающееся в несбалансированности его качественных компонентов и недостаточности количественных характеристик (Зерщикова Т.А., Флоринская Л.П., 2003). Социально-экологический опрос показал, что у большинства семей (76%) нет возможности, а порой и желания отдавать предпочтение только экологически чистым продуктам.
Поскольку
школьники – это будущие
Первое связано с оценкой рациона с позиций качественных и количественных его характеристик. Данная деятельность проводится на практических и лабораторных занятиях с участием самих студентов, которые с удивлением узнают, насколько их ежедневный рацион не соответствует возрастным и физиологическим нормам, а в ряде случаев - составляет только половину необходимых для данного возраста, образа жизни, физических показателей и умственной активности энергозатрат.
Второе направление связано с анкетированием первокурсников. Вопросы анкеты предполагают выявление экологических характеристик покупаемой и выращиваемой семьей студента продукции, а также умения оценить качество мяса, овощей и фруктов. Часть вопросов посвящено режиму питания респондентов. Положительный ответ оценивался в три балла, отрицательный – в один балл.
Результаты анкетирования по некоторым из вопросов представлены в таблице 1. Из данной таблицы видно, что собственноручно выращенную продукцию признают экологически чистой почти половина респондентов, однако 69,4 % из них используют ядохимикаты, а 47,3 % - минеральные удобрения при ее выращивании. С подобной ситуацией мы сталкивались неоднократно (Зерщикова Т.А, Флоринская Л.П., 2004, 2005), поэтому можно полагать, что данная ошибка стандартна и проистекает из недостаточного понимания термина «экологически чистая» продукция.
Кроме того, даже жители Алексеевского района признают свою продукцию чистой. Напомним, что этот район пострадал в результате Чернобыльской аварии, и никакой участок не может считаться априорно экологически чистым, без соответствующего обследования на наличие радиоактивности и тяжелых металлов, чего в данном случае сделано не было.
Таблица 1.
Организация
питания студентов-
|
% положи тельных ответов | Число положи тельных ответов | Средний балл по группе |
Считаете ли Вы выращенную Вами продукцию экологически чистой | 47,34 |
|
1,95 |
Покупая продукцию на рынке, выясняете ли Вы место, где она выращена | 15,78 |
|
1,31 |
Покупая продукцию, интересуетесь ли Вы гигиеническим сертификатом на нее |
|
нет | 1,0 |
Знаете ли Вы условные обозначения штрих-кодов | 5,26 |
|
1,11 |
Учитываете ли Вы обозначения Е при покупке продукции | 5,26 |
|
1,11 |
Учитываете ли содержание вредных для организма компонентов при приобретении продукта | 21,04 |
|
1,42 |
Много ли Вы читаете о пользе тех или иных продуктов | 36,82 |
|
1,74 |
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь только на красоту этикетки | 5,26 |
|
1,11 |
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь преимущественно на их вкус и качество | 84,16 |
|
2,68 |
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь на их полезность для организма, иногда в ущерб вкусовым качествам | 36,82 |
|
1,67 |
Покупаете ли Вы продукты, ориентируясь на их экологическую чистоту | 10,52 |
|
1,22 |
Ваше питание зависит от случайного приобретения продукта | 36,82 |
|
1,74 |
Ваше питание зависит от желания съесть тот или иной продукт | 68,38 |
|
2,37 |
Ваше питание зависит от строго определенного ограниченного набора диетических продуктов? |
|
нет | 1,0 |
Ваше питание регулируется расчетами энергетической ценности и полезности продуктов | 10,52 |
|
1,21 |
Ваше питание зависит от материального обеспечения | 89,42 |
|
2,8 |
Вы встаете из-за стола с легким чувством голода | 15,78 |
|
1,32 |
Вы встаете из-за стола полностью наевшись | 68,38 |
|
2,37 |
Вы встаете из-за стола не наевшись, так как стараетесь похудеть | 5,26 |
|
1,11 |
Вы питаетесь регулярно, в одно и то же время | 10,52 |
|
1,21 |
Вы питаетесь нерегулярно, в зависимости от появившегося чувства голода | 73,64 |
|
2,47 |
Вы питаетесь нерегулярно, в зависимости от появившейся минутки | 31,56 |
|
1,63 |
Вы едите: - 3 раза в день | 47,34 |
|
2,12 |
- 4 раза в день | 21,06 |
|
1,67 |
- 5 раз в день | 10,52 |
|
1,36 |
- 2 раза в день | 10,52 |
|
1,44 |
Максимальный объем питания приходится у вас на завтрак | 10,52 |
|
1, 21 |
Максимальный объем питания приходится у вас на обед | 68,38 |
|
2,37 |
Максимальный объем питания приходится у вас на ужин | 42,08 |
|
1,84 |
Объем питания распределяется равномерно по всем срокам употребления пищи | 5,26 |
|
1,11 |
В вашем питании преобладают каши | 5,26 |
|
1,11 |
В
вашем питании преобладают |
52,6 |
|
1,11 |
В
вашем питании преобладают |
10,78 |
|
2,05 |
В
вашем питании преобладают |
9,36 |
|
1,78 |
В
вашем питании преобладают |
11,68 |
|
2,22 |
Почти никто из студентов не интересуется гигиеническим сертификатом на покупаемую продукцию, обосновывая отсутствием такового у продавцов либо неосведомленностью о его необходимости. В ответах респондентов отмечаются незнание штрих-кодов, обозначений Е на маркировке продуктов (94,7 %) и отсутствие интереса к потребляемому (только 21 % осведомляются о содержимом пищи), нежелание узнать о пользе конкретных продуктов (63 %). Полученные данные указывают на несформированность понятия «экология питания» и отношения к здоровью собственного организма как к непреходящей ценности. Об этом же говорят и ответы на вопросы, касающиеся гигиенических аспектов питания. Так, у 42 % максимальный объем потребляемой пищи приходится на ужин (табл. 1), 10 % питаются только дважды в сутки. Макаронные изделия составляют основу питания у 53 %, консервы, концентраты и замороженные продукты – еще у 21 % студентов. Таким образом, не более 26 % респондентов предпочитают овощи, фрукты, каши, яйца и мясомолочную продукцию. Причем только три человека явно признают преимущество овощей и фруктов, в остальных случаях значительную часть питания первокурсников составляют готовые концентраты и консервы. В беседе респонденты поясняют такое положение следующим образом. Во-первых, почти 90 % опрашиваемых первокурсников отмечают, что мясная и растительная пища дороги, поэтому и приходится питаться преимущественно макаронами и сахаром, а также картошкой, которую они привозят от родителей. Во-вторых, легкость приготовления и его незначительная продолжительность, требующаяся при использовании концентратов, позволяют сэкономить время на занятия собственными делами. И, наконец, у части студентов (около 53 %) отмечается недостаток в семейном воспитании: поскольку приобретением продуктов ранее занимались родители, студенты не знают основные критерии правильного выбора мяса на рынке и не умеют его покупать. Традиционно используются критерии цены и свежести (52,6 %), реже - цвета (42 %), но мало кто обращает внимание на наличие финн, кровавых пятен, свидетельствующих о возможном заболевании, мраморного рисунка на печени. Выбирая растительную продукцию, в первую очередь обращается внимание на цену, на свежесть, но место произрастания, условия выращивания и содержание нитритов остаются вне интересов покупателя.
Итак, в ответах опрашиваемых первокурсников просматриваются тенденции к несбалансированному питанию, нерациональному распределению потребляемых продуктов в течение суток и нерегулярность приема пищи. Диетологическая пирамида в суточном рационе у большинства опрашиваемых не соблюдается. В количественном аспекте отмечается недостаток употребления белка (примерно половина требуемой возрастной нормы или 2/3), жира (от 0,5 до ¾ средневозрастного потребления), которые компенсируются сахаром, вареньем, нектаром, мороженым, конфетами. Особенно часто подобные отклонения от нормально организованного питания наблюдаются в период сессии, когда студенты, усваивая материал, постоянно жуют кондитерские изделия.
Однако, в соответствии с данными, получаемыми на практических и лабораторных занятиях, даже калорийность пищи редко у кого из первокурсников достигает 2000 ккал (8400 кДж), а у некоторых представителей недостаточно даже для компенсации затрат на основной обмен, которые составляют 1700 ккал (7140 кДж) у мужчин, 1530 – 1550 ккал (6510 кДж) у женщин (Михайлов В.С и др., 1987). Такой выбор продуктов позволяет потреблять больше углеводов, требующихся при усиленной умственной деятельности, но отнюдь не способствует нормальной адаптации к усиленным нагрузкам на организм в условиях незнакомой среды и деятельности. За несколько лет проведения лабораторных занятий, только дважды встретились первокурсники, серьезно занимающиеся подсчетом калорий и соблюдением определенной диеты для поддержания требующегося веса. Основное же количество студентов предпочитает просто недоедать, поэтому их вес не соответствует росту (160 – 170 см), что выявляется на практических занятиях, а здоровье к концу обучения возможно, значительно ухудшиться.
На наш взгляд, особенно опасно белковое недоедание, которое встречается у большинства студентов. При условиях усиленной умственной и физической нагрузки оно может привести к понижению внимания, ухудшению памяти, анемии, расстройствам функции желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы, ослаблению работы иммунной системы и другим нарушениям, которые, в свою очередь, отражаются на успешности освоения учебных дисциплин.
Для избегания подобного исхода необходимо активизировать деятельность по формированию понятий «экологически чистая» продукция и «здоровый образ жизни». Поэтому в процессе изучения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на практических и лабораторных занятиях студенты оценивают уровень своего физического развития, качественный и количественный состав собственного пищевого рациона и дают рекомендации по его улучшению.
В
процессе изучения дисциплин «Экология»,
«Безопасность
Таким образом, взаимосвязанная и комплексная работа нескольких преподавателей позволит формировать и развивать у первокурсников понятия об «экологически чистом» питании и его гигиенических аспектах, активизировать положительное отношение к собственному здоровью, научиться пропагандировать здоровый образ жизни, что особенно важно для будущих педагогов.
3.3. Экологические аспекты культуры питания.
В современной
литературе часто указывается на недостаток
здоровья подростков, что не может не отражаться
на их учебной деятельности. Эти отклонения
специалисты связывают, прежде всего,
с условиями окружающей среды и отсутствием
психологических установок на здоровый
образ жизни молодежи. К последнему следует
отнести не только раннее курение, употребление
спиртных напитков, наркоманию и токсикоманию,
но и нерегулярное экологически неправильное
питание. В структуре заболеваемости подростков
по данным НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков РАМН, заболевания
органов пищеварения, связанные с ухудшением
экологической обстановки и несоблюдением
гигиены питания составляют не менее 12-13%
на состояние 1997-2002 г. г. Приведенные данные
касались выпускников школ, но эта проблема
остро стоит и перед высшей школой, поскольку
здоровье студентов и экология их питания
традиционно неадекватны здоровому образу
жизни. Студенты экологически неграмотно,
к сожалению, относятся к своему питанию.
Литература
2.
Информация о работе Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии