Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии

Автор: Настинова Галина, 11 Августа 2010 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления – развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
Здоровье и образ жизни студентов
Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ КГУ
3.1. Анализ заболеваемости населения Республики Калмыкия
3.2. Заболеваемость студентов КГУ по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое архива - 1 файл

Распространение болезней эндокринной системы.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

     Факторы риска – потенциально опасные  для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

     В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких-либо микроэлементов и др.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.

     При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно соединяют  в следующие группы:

  1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и др.).
  2. Социально-биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и др.)
  3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и др.).
  4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения  медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико - социальной помощи и др.).

     Академик  РАМН Ю.П. Лисицин приводит следующую  группировку и уровни влияния  обуславливающих здоровье факторов риска (табл. 1).

 

                      Таблица 1

     Группировка обуславливающих здоровье факторов риска 

Сфера влиянияфакторов на здоровье Группы факторов риска Удельный вес, % факторов риска
Образ жизни Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание

Стрессовые  ситуации (дистрессы)

Вредные условия труда

Гиподинамия

Плохие  материально-бытовые условия

Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами

Непрочность семей, одиночество

Низкий  культурный и образовательный уровень

Высокий уровень урбанизации

49- 53
Генетика, биология человека Предрасположенность к наследственным заболеваниям

Предрасположенность к дегенеративным болезням

18-22
Внешняя среда Загрязнение канцерогенами  и др. вредными веществами воздуха

Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды

Загрязнение почвы

Резкие  смены атмосферных явлений

Повышенные  гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения

17-20
Здравоохранение Неэффективность профилактических мероприятий

Низкое  качество медицинской помощи

Несвоевременность медицинской помощи

8-10
 

     Вместе  с тем, разделение факторов на те или  иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов. Кроме того, факторы, влияющие на здоровье, взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований[7]. 
 
 

     1.2. Заболеваемость –  ведущий показатель  общественного здоровья 

     Заболеваемость  – является одним из важнейших  критериев, характеризующих здоровье населения. Под заболеваемостью подразумевается показатель, характеризующий распространенность, структуру и динамику зарегистрированных болезней среди населения в целом или в отдельных его группах (возрастных, половых, территориальных, профессиональных и др.) и служащий одним из критериев оценки работы врача, медицинского учреждения, органа здравоохранения.

     Как объект научного исследования и практической деятельности учреждения здравоохранения заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвязанных понятий:

     - собственно заболеваемость (первичная  заболеваемость) – частота новых,  нигде ранее не учтенных и  впервые в данном календарном  году выявленных среди населения заболеваний;

     - распространенность (болезненность,  накопленная заболеваемость) – частота всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном году;

     - частота заболеваний, выявленных при осмотрах (патологическая пораженность) – частота патологии среди населения, устанавливаемая при проведении единовременных медицинских осмотров (обследований), в результате которых учитываются все заболевания, а также преморбидные формы и состояния.

     Основные  источники информации о заболеваемости:

  • по данным обращаемости в ЛПУ;
  • по данным результатов медицинских осмотров;
  • по данным анализа причин смерти.

     Дополнительный  официальный источник - по данным изучения причин инвалидности.

     В статистике заболеваемости, выявленной по данным обращаемости, принято выделять: общую заболеваемость, инфекционную заболеваемость, заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями, госпитализированную заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности. ВОЗ указывает, что какой бы показатель заболеваемости ни рассчитывался, он должен соответствовать ряду требований: быть надежным, объективным, чувствительным, точным [7].

     Значение  знаний о заболеваемости трудно переоценить:

  • по заболеваемости судят о здоровье населения, которое в большой мере зависит от деятельности работников и учреждений здравоохранения;
  • знание заболеваемости нужно для планирования медицинской помощи, правильной расстановки кадров, составления плана профилактических мероприятий (диспансеризации, санитарно-просветительной работы).

     Таким образом, данные о заболеваемости –  это инструмент для оперативного руководства, для управления здравоохранением. Более того, показатели заболеваемости отражают реальную картину жизни населения и позволяют выявлять проблемные ситуации для разработки конкретных мер по охране здоровья  населения и его улучшения в общегосударственном масштабе [8]. 

     1.3. Здоровье и образ  жизни студентов 

     В настоящее время Россия продолжает испытывать экономические трудности, порождающие безработицу и бедность среди населения; низок уровень заработной платы у многих работников государственного сектора, в том числе и в социальной сфере. Отсутствие четких национальные идей социально-экономического развития государства, низкий уровень жизни, необеспеченность и неуверенность в будущем порождают стрессы и психоэмоциональное неблагополучие, мотивируют нездоровое поведение, насилие и жестокость в семьях, провоцируют невротические и психические расстройства и усугубляют течение соматических заболеваний. Экологическое неблагополучие также отрицательно сказывается на здоровье населения [11].

     Социально-экономический  кризис в стране не мог не коснуться  наименее социально защищенного слоя населения – студенческой молодежи. Произошедшие перемены отрицательно сказались на показателях физического и психического здоровья студентов, которое является индикатором происходящих изменений.

     Сложилась тяжелая ситуация, характеризующаяся  тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения [5].

     Исследованиями  ряда авторов [2,3,5] по данным о заболеваемости по обращаемости показано что, наиболее высокие среднегодовые темпы  прироста отмечаются по болезням нервной (34,8%) и мочеполовой (30,4%) систем. Следующие ранговые места по среднегодовым темпам прироста занимают заболевания органов пищеварения (17,8%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,5%),системы кровообращения (8,3%).

     Характерной особенностью является высокая склонность к хронизации патологического процесса. Наряду с этим авторы отмечают относительно невысокие среднегодовые темпы прироста показателя по классу болезней органов дыхания. Существенный рост заболеваемости по обращаемости болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем также отмечается при ее изучении в динамике обучения с I по IV курс.

     При изучении данных углубленных медицинских  осмотров выявлены наиболее высокие среднегодовые темпы прироста болезней органов дыхания (42,3%) и мочеполовой системы (3,5%). Существенный вклад в формирование высокого уровня хронической заболеваемости и морфофункциональных отклонений вносят болезни костно-мышечной и соединительной ткани, системы кровообращения и нервной системы, среднегодовые темпы прироста по которым составили 18-24,8%[2].

     Анализ  структуры заболеваемости также  выявляет широкий спектр заболеваний  и тенденцию к увеличению числа  студентов с хроническими заболеваниями. Наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 2-е место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество студентов идет с заболеваниями мочеполовой системы. Причем, как показывают результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний [5].

     Анализ  структуры посещений врача выявил наибольшее их число у студентов  I и II курсов в основном в связи с болезнями органов дыхания, нервной системы и органов чувств (преимущественно синдром вегетативных дисфункций). У старшекурсников рост числа посещений обусловлен болезнями органов пищеварения, костно-мышечной системы и травмами, что, вероятнее всего, объясняется нарушениями питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем  из-за более продолжительного обучения в ВУЗе.

     При анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), частота выдачи справок составила 25-35%. Отмечается сезонная направленность заболеваемости с наибольшими показателями в сентябре, марте и апреле. Уровень заболеваемости с ВУТ в среднем составил 32,8 случая временной нетрудоспособности (на 100 студентов). Около 60% составили студенты I и II курсов. В структуре заболеваемости преобладают простудные болезни (73,1%); последующие ранговые места занимают болезни органов пищеварения и зубов, сердечно-сосудистая патология, заболевания почек и мочевыводящих путей [3].

     Прямым  показателем здоровья, как известно, является физическое развитие, в результате изучения которого выявлено, что гармоничным  оно является лишь у 54,6% студентов, дисгармоничным – у 31, 4% и резко дисгармоничным – у 14% студентов. Средняя масса тела студентов составила 62,2 кг, длина тела – 173 см, окружность грудной клетки – 76, 1 см. У студентов среднего, ниже среднего и низкого роста есть большая вероятность избытка массы тела, тогда как у высоких студентов существует риск развития дефицита массы тела.

     Таким образом, почти половина обследованных  студентов по показателям физического развития и заболеваемости нуждаются в переводе в подготовительную или в специальную физкультурную группу, либо полностью должны освобождаться от занятий по физкультуре [5].

     Общеизвестно, что здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни [12]. Образ жизни студенческой молодежи никак нельзя назвать здоровым. Как показывают проведенные исследования[2,3,5,] образ жизни студентов характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой физической активностью.

     Особенностью гендерных тенденций являются большой удельный вес девушек с неудовлетворительным уровнем двигательной активности (46,9 – 63,6%), наличие вредных привычек (41,4 – 45,1%) по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется: наличием психоэмоционального стресса (87,5-87,8%), недостаточным пребыванием на свежем воздухе (88,9-90,6%), недостаточной продолжительностью сна (37,5-44,4%), неудовлетворительной медицинской активностью (19,8-26,3%). К специфическим особенностям образа жизни студенток в этом плане можно отнести чтение по ночам (51,3%), принятие пищи перед сном (48,6%), недостаточный уровень двигательной активности (71,7%), наличие проблем в личной жизни (48,9%), употребление алкоголя по праздникам (81,2%), курение (7,7%).

     При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними.

     В целом повседневное поведение и  жизненный уклад студенческой молодежи как особой социальной когорты населения, объединенной специфическими условиями учебной деятельности, возрастными закономерностями функционирования организма, обуславливают специфику образа жизни. В общем виде ему присущи неудовлетворительный уровень двигательной активности, наличие вредных привычек, недостаточная продолжительность сна и пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянный и периодический психоэмоциональный стресс. Кроме того, довольно значителен удельный вес студентов с неудовлетворительной медицинской активностью.

Информация о работе Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии