Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии

Автор: Настинова Галина, 11 Августа 2010 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления – развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
Здоровье и образ жизни студентов
Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ КГУ
3.1. Анализ заболеваемости населения Республики Калмыкия
3.2. Заболеваемость студентов КГУ по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое архива - 1 файл

Распространение болезней эндокринной системы.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

     Показано, что студенты недостаточно используют эффективные компоненты по обеспечению здорового образа жизни. Так, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после работы проводят только 25,15% студентов, рациональный суточный режим соблюдают только 22,15% студентов, закаливающие процедуры используют 25,98%, а антистрессовые мероприятия – 18% [2].

     Проанализировав полученные данные, можно сказать, что  ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, пока еще не заняли подобающего места в системе ценностей студента. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие соответствующей ориентации в поведении усугубляет разрыв, образующийся между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни – с другой. Для ликвидации такого расхождения необходимо проводить комплексную работу по формированию здорового образа жизни в семье с привлечением различных общественных институтов [14]. 

     1.4. Основные принципы  распределения учащихся  на медицинские группы по состоянию здоровья 

     Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем  его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным  внешним влияниям. Высокая заболеваемость среди молодежи является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсированная необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний [15].

     В свете данных проблем чрезвычайно  велико значение физического воспитания в формировании здоровья подрастающего  поколения.  Пониженная двигательная активность, вызванная современными условиями жизни, особенно неблагоприятно отражается на растущем организме. Доказано, что гипокинезия может быть предпосылкой различных нежелательных отклонений в развитии и состоянии здоровья [Могендович М.Р.,1957; Аршавский И.А., 1967, и др.].

     Основной  формой физического воспитания студентов  продолжают оставаться уроки физкультуры. В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение студентов на медицинские группы для занятий физкультурой. Во время проведения ежегодных профилактических медосмотров также выявляется наличие скрытой и явной патологии разных органов и систем при клинических и лабораторных исследованиях, при массовом флюорографическом исследовании, осмотрах врачом здравпункта, а при необходимости и «узкими» специалистами поликлиник города или в стационаре.

     Всех  учащихся на основании данных о состоянии  здоровья и физическом развитии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 2). Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании « Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986 от 4 ноября 1977 г. 

     Таблица 2

     Распределение учащихся на группы для участия в  учебных

     и внеучебных занятий физической культурой и спортом 

Группа      Допускаемые  мероприятия  Медицинская характеристика групп
Основная
  1. Занятия по программам в полном объеме
  2. Сдача норм ГТО
  3. Занятия в  спортивных секциях и участие в соревнованиях
Учащиеся без  отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой
Подготовительная
  1. Занятия по программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений
  2. Сдача контрольных испытаний и норм ГТО  - с особого разрешения врача
Учащиеся, имеющие  незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки
  Специальная
 
  1. Занятия по особой программе или по отдельным видам программ со сниженными нормативами
  2. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры
Учащиеся, имеющие  значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физкультуре
 

     Как видно из принципов, на основании  которых производится распределение учащихся на медицинские группы, резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об отнесении учащегося в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. По существу, при распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае решают вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма молодого человека[15]. 

     Анализ  распределения учащихся на медицинские группы по физкультуре может многое сказать о здоровье студентов и их подготовленности к учебным нагрузкам, так как физическое здоровье является прямой предпосылкой успешной умственной деятельности. 

     1.5. Заболеваемость студентов,  обучающихся в медицинских учреждениях 

     Труд  медицинских работников, характеризующийся  высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, требует постоянного внимания, высокой выносливости, причем часто в экстремальных условиях. В тоже время студенты медицинских ВУЗов являются одними из наименее обследованных в социально-гигиеническом отношении групп учащейся молодежи. Последние же относятся к группе значительного риска развития заболеваний, что обусловлено большими интеллектуальными нагрузками, резкими изменениями привычного образа жизни в связи с началом учебы, необходимостью адаптации к новым условиям труда, проживания и питания[12].

     По  имеющимся данным [2,12], в среднем  у каждого будущего студента перед поступлением в ВУЗ было 1,6 заболеваний, зарегистрированных в детские и школьные годы. Некоторые из этих болезней в известной степени беспокоили студентов до настоящего времени. В структуре указанной патологии ведущую роль играют болезни органов дыхания, на  которые приходится половина от общего числа зарегистрированных при профилактических осмотрах заболеваний. Второе ранговое место занимают инфекционные болезни, которыми в школьном возрасте переболел каждый восьмой студент. Далее идут болезни органов пищеварения, глаз и придаточного аппарата, а также травмы. Что касается заболеваемости студентов в периоде  обучения, то ее уровень является сравнительно низким. Так заболеваемость по обращаемости студентов на 1-3 курсах в среднем 295,0 случаев на1000 человек соответствующего контингента. В ее структуре основное место отведено также болезням органов дыхания. На этом фоне отмечается постепенное увеличение частоты заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней крови и эндокринной системы.

     Результаты  комплексных медицинских осмотров, проведенных бригадой специалистов в составе терапевта, хирурга, окулиста, оториноларинголога и невропатолога, позволяют сделать следующее заключение:

  1. на каждого студента из обследованного контингента приходится 0,19 заболеваний или отклонений в состоянии здоровья;
  2. в структуре заболеваемости доминируют болезни костно-мышечной системы, глаз и их придаточного аппарата;
  3. отмечается высокая доля болезней системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения.

     Особое  место в исследовании заболеваемости авторы отдают взаимосвязи между занятиями спортом, состоянием здоровья и успеваемостью студентов. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что большинство из них (две трети) достаточно здоровы для того, чтобы посещать основные группы занятий физкультурой. Тем не менее, каждый третий студент является носителем хронического заболевания, позволяющего ему посещать только группу ЛФК. Согласно полученным данным, 64,7% обследованных студентов вообще не занимаются спортом.

     Выявлено  наличие обратной корреляции между  здоровьем и успеваемостью: доля здоровых студентов, не перенесших заболевания, возрастает по мере понижения успеваемости. Среди успевающих на «хорошо» и «отлично» здоровы 2 студента из 3, на «удовлетворительно» - 3 из 4.

     В структуре заболеваемости успевающих на «отлично» и «хорошо» первые места  занимают нозологии обусловленные  высокой учебной нагрузкой: сколиоз и миопия. Для успевающих на «удовлетворительно» характерна низкая частота их общей заболеваемости – в 2 раза ниже, чем у «отличников», и более чем в 5 раз ниже, чем у «ударников».На первых местах находятся болезни органов дыхания и органов пищеварения. Для них характерна крайне низкая доля болезней глаз и их придаточного аппарата и болезней костно-мышечной системы.

     Результаты  изучения физического развития показали, что гармоничным оно является лишь у 44,6% студентов, дисгармоничным – у 31,4% и резко дисгармоничным – у 24%. Средние, ниже среднего и низкого роста студенты имеют большую вероятность избытка массы тела, тогда как на высоких и выше среднего роста студентов следует обратить повышенное внимание в плане решения проблем дефицита массы тела. Таким образом, большинство студентов нуждаются в регулярном проведении лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий.

     Исследование  особенностей образа жизни показало, что курят 28,4% опрошенных студентов, а злоупотребляет спиртными напитками  – 36%. Тревожность этой информации повышается при сравнении с другими компонентами здорового образа жизни: занимаются физическими упражнениями, делают зарядку только 20,5% опрошенных, посещают спортивные секции – 6,8%, занимаются бегом с трусцой – 2,5%, стараются соблюдать режим дня – 17,8%, следят за своим питанием  - 14,5%, регулярно консультируются с врачом – 8,3% и, наконец, во время каникул выезжают в дома отдыха и санатории – 5,9%.

     Согласно  результатам исследований, причина  наличия вредных привычек у студентов – стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенностью быта и досуга, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, как усвоение современных учебных программ. Но подавляющее большинство студентов предпочитают пассивные формы досуга. Активные формы отдыха – занятия спортом, работа в саду, работа на приусадебном участке – привлекают в совокупности только 5,3% студентов. Используемые студентами механизмы релаксации, формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной, психической энергии, необходимых для успешной учебы.

     При этом медицинская активность студентов  находится на низком уровне. Несмотря на то, что ценности здоровья у подавляющего большинства студентов относятся к числу основных, во многом это носит формальный характер, не отражаясь на реальном гигиеническом поведении. 

     Таким образом, критические явления в  состоянии здоровья, нездоровый образ жизни и распространенность вредных привычек диктуют необходимость поиска новых путей формирования здоровья студенческой молодежи.

 

      ГЛАВА II. Материалы и методы исследования. 

     Цель  исследования – повышение значимости среднего медперсонала в улучшении  здоровья обучающейся молодежи.

     Задачи:

  1. методом выкопировки учетно-отчетных данных провести сбор материала и проанализировать показатели заболеваемости студентов;
  2. Исследовать медико-социальные факторы риска в возникновении заболеваний;

     Объект  исследования – студенты Калмыцкого Государственного университета, с 1-го по 6-й – курс – 66 человек.

Информация о работе Распространение болезней эндокринной системы и обмена веществ в Калмыкии