Страховой рынок России и особенности его функционирования на современном этапе

Автор: Екатерина Смирнова, 10 Августа 2010 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе не случайно были затронуты проблемы страхования. На мой взгляд, страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическая сущность страхования……………………………………5
1.1 История развития страхования………………………………………….5
1.2 Экономическая сущность и функции страхования…………………...7
1.3 Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования…………………..9
1.4 Правовые основы страховых отношений……………………………..13
1.5 Экономико-финансовые основы страхования………………………..15
Глава 2. Обзор страховых отношений в Российской Федерации……………….18
2.1 Мировой рынок страхования…………………………………………..18
2.2 Обзор рынка страхования в Российской Федерации на современном
этапе…………………………………………………………………………...20
2.3 Тенденции развития рынка……………………………………………….22
2.4 Обзор конкурентов на рынке страховых услуг ………………………..24
2.4.1 Сегмент рынка добровольного страхования…………………….25
2.4.2 Сегмент рынка добровольного личного страхования………25
2.4.3 Сегмент рынка добровольного имущественного
страхования……………………………………………………………..26
2.4.4 Добровольное страхование ответственности……………………26
2.4.5 Сегментация страховщиков в сегменте рынка ОСАГО………..27
2.4.6 География Ингосстрах………………………………………………27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России………..29
Заключение……………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………..35

Содержимое архива - 1 файл

Страхование-финансы. docx.docx

— 240.29 Кб (Скачать файл)

       Если  затронуть перестрахование в  России, то оно несколько изолированно от кризиса, так как по входящему  перестрахованию из США принимает  риски только одна компания - Ингосстрах. Но в российском портфеле эти риски занимают тысячные доли процента.

       Сегодня необходимо осуществлять не столько  меры по укреплению доверия между  потребителями и поставщиками страховых  услуг, то есть акцентировать внимание на «внешние» причины кризиса, сколько  признать неэффективность и неадекватность той рыночной политики, которая к  нему привела и поработать над  ее грамотностью и над соответствием  объективной реальности рынка. Можно  утверждать, что было упущено время  укрепления доверия к российским страховым компаниям потребителей и возможности создания «подушки безопасности», так как компании занимались «предпродажной» подготовкой  и верили в выход на IPO.

         Основными из антикризисных мер  будут меры по исправлению  изъянов. 
В целях сохранения страхового рынка нельзя допустить невыполнение обязательств перед страхователями страховщиками, списывая на кризис.

       В свою очередь, государство должно поддерживать не только поставщиков товаров и  услуг, но и потребителей: нельзя допустить  резкого сокращения их платежеспособности. Тогда и поставщикам будет  легче преодолевать кризис. Однако из-за разнородности отечественных  страховщиков нельзя дать универсальных  рекомендаций по преодолению кризиса.

       Вполне вероятно, что бюджетных денег на всех не хватит. А очередь до страхового рынка вообще может не дойти. Тогда остается единственный выход: решение проблемы искать самостоятельно. Таким образом, одни найдут новые источники платежеспособного спроса, другие предложат новые услуги. Депрессия не есть выход из проблемы, и лишь умелое маневрирование среди рождающихся проблем приведет к сохранению позиций на рынке, а в дальнейшем и к их укреплению.

       Чтобы преодолеть экономические трудности, страховым компаниям придется действовать  в нескольких направлениях. Во-первых, применить самый простой и  распространенный сегодня инструмент сокращения издержек и персонала, во-вторых, провести оптимизацию бизнеса (в  том числе оптимизацию выплат), в-третьих, провести реструктуризацию продуктового портфеля и твердо отказаться от его неприбыльных составляющих. В-четвертых, научиться четко фокусировать страховые программы на целях клиентов.

       Однако  антикризисные действия все же помогут  далеко не во всех случаях. «Я ожидаю уменьшения количества игроков примерно на треть – до 450 компаний, - отметил независимый стратегический консультант страхового рынка России и СНГ Константин Бергманн. – И это хорошо, потому что рынок избавится от тех, кто имел недостаточно сформированные страховые резервы или строил бизнес исключительно для дальнейшей перепродажи, наращивая объем портфеля за счет дэмпинга».

       Процесс оздоровления рынка вряд ли будет  сопровождаться сделками с участием иностранных игроков – такая  перспектива в 2009 г. маловероятна, поскольку  механизмов справедливой оценки компаний сегодня не существует. Но в последующие  годы тенденция к росту доли иностранных  инвесторов в капиталах российских компаний станет более явной: сейчас, по данным MARCS, она составляет 9,6%, а  к 2012 г. может увеличиться до 15% 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Чтобы понять, как будет развиваться страховой рынок, надо определить, как на него будет влиять финансовый кризис. Кризис - это перерыв в нормальном развитии экономики, и у него есть четыре основных признака: спад производства, убытки бизнеса, падение доходов населения и потеря сбережений. Кризис затронул и страховой рынок России. «Сейчас самое время осознать ошибки и произвести стратегические изменения», - говорит генеральный директор «ЕвроФинансКонсалта».

       Грамотная разработка новых страховых программ с учетом снижения платежеспособности населения позволит выдержать кризис – к такому мнению пришли эксперты страховых компаний и страховых  посредников. Слабые и не уверенные  в себе страховые компании покинут рынок в условиях кризиса. Из-за снижения покупательской способности, высокого уровня инфляции, низких темпов строительства пострадают почти все виды страхования: КАСКО, строительно-монтажные риски, ипотека, ДМС и страхование имущества. Часть компаний в следующем году будут вынуждены уйти с рынка из-за высоких убытков, отсутствия инвестирования, общего состояния экономики.

       Сильным же компаниям пока бояться нечего. В любом случае, им необходимо вести  грамотную финансовую политику и  рассчитывать исключительно на свои силы. В числе практических действий страховщиков должны быть: управление расходами, пересмотр инвестиционной политики, анализ принимаемых на страхование рисков, недопущение демпинга. Что касается рекомендаций к действию страховым компаниям, то в условиях кризиса метаться и совершать резкие движения не стоит. «Любая крупная компания с отлаженной внутренней структурой и стратегией развития готовится к кризису заранее путем построения бизнес-процессов, при которых увеличение убыточности не страшно», - такого мнения придерживается первый заместитель генерального директора СК «ЭРГО-Русь» Евгений Дубенский. Он отметил, что статистика наступивших страховых случаев в том числе исходя из мирового опыта, показывает: в условиях тяжелых финансовых периодов количество страховых случаев существенно увеличивается. Причин этому несколько: и стрессовые ситуации за рулем, экономия предприятий на собственной безопасности, активизируется человеческий фактор. В условиях тяжелого финансового состояния степень защиты резко снижается. В связи с этим страхователь при выборе компании должен быть особенно внимателен. «Выбирать компанию нужно на основании адекватного (не заниженного) тарифного предложения и репутации страховщика, которую можно узнать и знакомых и партнеров», - отмечает г-н Дубенский.

       В данной курсовой работе рассмотрено  много вопросов связанных со страхованием  России: сущность, виды, формы, история  страхования, также произведен обзор  рынка страхования России на современном  этапе в условиях кризиса, произведен обзор конкурентов на рынке страховых  услуг, а также предложены различные  меры по преодолению кризиса и  по поведению страховщиков на рынке  страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Литература

  1. Гомелля В.Б. Основы страхового дела – М: Финансы и статистика, 2003
  2. Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие - Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998
  3. Основы страховой деятельности: Учебник /Отв. Ред. Проф. Т.А. Федоровой - М: Изд-во БЕК, 2001
  4. Сплетухов Ю.А. Страхование. Учебное пособие - М: Инфра-М , 2004
  5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М: Страховой полис, ЮНИТИ, 2004
  6. Мировой финансовый кризис 2008 в России. Причины и последствия финансового кризиса // www.finance-live.ru.
  7. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - www.raexpert.ru 

Информация о работе Страховой рынок России и особенности его функционирования на современном этапе