Автор: Екатерина Смирнова, 10 Августа 2010 в 12:53, курсовая работа
В данной курсовой работе не случайно были затронуты проблемы страхования. На мой взгляд, страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическая сущность страхования……………………………………5
1.1 История развития страхования………………………………………….5
1.2 Экономическая сущность и функции страхования…………………...7
1.3 Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования…………………..9
1.4 Правовые основы страховых отношений……………………………..13
1.5 Экономико-финансовые основы страхования………………………..15
Глава 2. Обзор страховых отношений в Российской Федерации……………….18
2.1 Мировой рынок страхования…………………………………………..18
2.2 Обзор рынка страхования в Российской Федерации на современном
этапе…………………………………………………………………………...20
2.3 Тенденции развития рынка……………………………………………….22
2.4 Обзор конкурентов на рынке страховых услуг ………………………..24
2.4.1 Сегмент рынка добровольного страхования…………………….25
2.4.2 Сегмент рынка добровольного личного страхования………25
2.4.3 Сегмент рынка добровольного имущественного
страхования……………………………………………………………..26
2.4.4 Добровольное страхование ответственности……………………26
2.4.5 Сегментация страховщиков в сегменте рынка ОСАГО………..27
2.4.6 География Ингосстрах………………………………………………27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России………..29
Заключение……………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………..35
5) Проявляется тенденция опережающего роста выплат над страховыми премиями. Как и годом ранее, выплаты росли более высоким темпом, чем премии, что является свидетельством корректного отношения страховщиков к клиентам, выполнения ими взятых на себя обязательств. Снижение доли регионов (кроме Москвы и области, и Санкт-Петербурга) в суммарных объемах страховой премии (без ОМС) с 44,3% до 42,3% в результате ухода ряда местных страховщиков с рынка, замораживания развития региональных сетей федеральными страховщиками под влиянием финансового кризиса.
Можно выделить несколько основных факторов, которые оказывают влияние на состояние страхового рынка :
Непосредственными конкурентами на страховом рынке являются универсальные рыночные страховщики, соответственно, без кэптивных и схемных страховщиков. В ряде субъектов России компании конкурируют как с филиалами крупнейших страховщиков, так и с сильными региональными страховыми организациями.
Для начала рассмотрим рейтинг страховых компаний (период январь – июнь 2009) Составление рейтинга базируется на данных маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, включая критерий – объем страховых премий за исследуемый период (январь-июнь 2009). В тройку лидеров входят: Ингосстрах с объемом премии 23 млрд. рублей; СОГАЗ – 22,5; РЕСО – 15,2 млрд. По большей части на первых местах стоят компании, которые активно работают в сегменте рынка розничных страховых продуктов, основными клиентами которых являются физические лица. Но исключение составляет группа СОГАЗ, специализирующаяся исключительно на страховании крупных клиентов нефтегазовой и энергетической отраслей.
Рейтинг ТОП-10 страховых компаний,
работающих на федеральном
На приоритетном для большинства страховщиков сегменте рынка - добровольное страхование иное, чем страхование жизни и ОСАГО, конкурентами являются страховые компании: СОГАЗ, Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Альфастрахование. Сегментация на Диаграмме 4:
В
сегменте добровольного личного
страхования, включая страхование
от несчастных случаев и болезней
и страхование медицинских
К конкурентным преимуществам страховых компаний относится наличие соглашений о сотрудничестве с ведущими клиниками Российской Федерации, наличие собственной сети клиник, присутствие постоянных представительств в странах массового посещения российскими туристами, круглосуточных диспетчерских служб, укомплектованных медицинскими специалистами со знанием иностранных языков.
В сегменте страхования имущества субъектов хозяйствования и физических лиц, включая транспорт, конкурентами являются Росгосстрах, СОГАЗ, РЕСО-Гарантия, Альфастрахование – Диаграмма 6:
Конкурентными
преимуществами страховых компаний
в этом виде страхования являются:
опыт работы с крупными предприятиями,
широкая сеть филиалов и представительств,
в том числе и за пределами
России, прочная система
В сегменте добровольного страхования ответственности первое место в рейтинге по объемам полученных премий принадлежит Ингосстраху. Диаграмма 7:
ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Основными конкурентами на данном рынке выступают Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, РОСНО и Спасские ворота. См. Диаграмму 8:
На примере компании Ингосстрах приведем регионы, в которых компании удалось собрать наибольшие премиальные по страхованию в сегменте рынка ОМС за 1 квартал 2009 года (млрд. рублей): Москва - 5,841; Московская область - 1,101; Санкт-Петербург - 0,559; Нижегородская область - 0,203; Красноярский край - 0,196; Свердловская область - 0,194; Тюменская область -0,167. Выплаты Ингосстрах в тот же период составили 6,1 млрд. рублей. В том числе по добровольному личному страхованию - 1,1 млрд., по имущественному страхованию - 3,9 млрд., по страхованию ответственности - 0,3 млрд. Выплаты по ОСАГО составили 0,8 млрд. (Обзор подготовлен на основании маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ и информации компании Ингосстрах. Общая оценка результатов деятельности эмитента.)
Ингосстрах является универсальным страховщиком,
оказывая услуги юридическим и физическим
лицам, при этом обслуживание физических
лиц растет опережающим темпом. Основными
источниками роста в розничном страховании
являются добровольное автострахование
и личное страхование, в первую очередь,
страхование медицинских расходов, в том
числе, страхование туристов. Согласно
отчетности ФССН, по итогам 1 квартала
2009 года Ингосстрах занимает третье место
по объему прямой страховой премии (кроме
жизни и ОМС) после СГ «Росгосстрах» и
ОАО СОГАЗ, увеличив долю рынка на 1,7 процента
- с 6,3% до 8,0%. В добровольном личном страховании
Компания впервые в истории поднялась
на третью позицию и уступает только СОГАЗу
и РОСНО. В страховании имущества и добровольном
страховании ответственности Ингосстрах
занимает первую позицию. Лидерство Ингосстраха
в указанных сегментах обусловлено прочными
позициями в корпоративном страховании
(причем растет доля компании в обслуживании
малых и средних предприятий), страховании
специальных рисков, автостраховании
и ДМС. Особенно сильны были и остаются
позиции Компании в страховании сложных
видов риска, где Ингосстрах традиционно
в числе лидеров - это страхование ответственности
судовладельцев, каско судов, страхование
авиа- космических рисков. Безусловно,
достичь подобных результатов Компании
помогает устоявшаяся репутация в сфере
страхования крупных коммерческих рисков.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России
Сегодня мировой финансовый кризис заставляет все больше и глубже погружаться в суть своего происхождения и принять экономику с его масштабным отпечатком.
Современный
финансовый кризис – это прямое
следствие кризиса ипотечного кредитования
в США, а также подрыва международных
позиций доллара США. Частные
американские банки, в погоне за обогащением,
выдавали большое количество ипотечных
кредитов. В результате собственниками
ипотечного жилья стали даже те,
кто не был в состоянии регулярно
выплачивать проценты по кредитам.
В итоге жилье чуть ли не в массовом
порядке переходило в собственность
банков, а достаточного количества
людей, которые бы хотели покупать это
жилье, не находилось. Исход – банкротство
банков.
Большую роль сыграло то, что фондовый
рынок оккупировали игроки-спекулянты,
которые занимались куплей-продажей высокодоходных,
но при этом высокорискованных инструментов,
создавая финансовые пирамиды.
В итоге миллиарды и триллионы долларов оказались неликвидны. В результате у банков образовались огромные «дыры» в балансах, нет возможности выдавать кредиты. А тем временем западные банки из-за различных проблем в своих странах начинают отзывать кредиты, выданные российским банкам и компаниям, что катастрофически усугубляет ситуацию.
Серьезные
проблемы возникают из-за падения
цен на нефть, федеральный бюджет
лишился значительных нефтегазовых
доходов. В итоге как минимум
на ближайшие 3 года Россия будет иметь
дефицитный бюджет, экономить, в том
числе и за счет отказа от развития
инновационной экономики, и много тратить
на социальные расходы. При этом помогать
деньгами реальной экономике, у властей
особого желания нет. Да и справиться с
такой проблемой как инфляция тоже не
удается.
Распространяясь на все сферы экономики,
финансовый кризис затронул и страховой
рынок России, вследствие чего на нем произошел
ряд изменений:
1.
Снижение темпов роста
По состоянию на 18.03.2008 год в 2007 году общая
сумма страховых премий (взносов) составила
946,2 млрд.руб., а в по состоянию на 16.03.2009
год в 2008 году сократилась до 776 млрд.руб.
2.
Существенное сжатие
Из-за падения покупательной активности
могут увеличиться складские запасы производителей
товаров потребления, что будет способствовать
росту страхового мошенничества. Также
сокращение затрат на страхование со стороны
корпоративных клиентов приведет в 2009
году к падению страховых сборов на 30%.
В России 90% рынка добровольного медицинского
страхования приходится на корпоративных
клиентов. После начала кризиса, как показывает
статистика, сократилось число застрахованных
по корпоративным договорам. Многие предпочитают
рассчитываться с врачами по теневой схеме,
минуя посредников. Страховщики пытаются
противостоять этой тенденции и исключают
наименее востребованные услуги из договора
страхования, за счет чего снижается его
цена.
3.
Падение капитализации и
4.
Сокращение емкости или
В автостраховании наблюдается недоверие
клиентов мелким операторам и переход
к более крупным из опасений, что мелкие
просто не выживут. Хотя эти опасения могут
быть напрасными, так как иногда крупный
оператор имеет реальный резерв снижения
цены за счет «эффекта масштаба». Продавцы
автомобилей подводят сейчас итоги января:
импорт автомобилей упал по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года
на 64%, а сбор страховых премий на российском
рынке всегда был привязан к продажам
новых машин. В первом полугодии 2007 года
темпы прироста страховых премий по автокаско
составили 40,6% - 80,83 млрд.руб. (по ОСАГО –
17,7% - 41,07 млрд.руб.), а в первом полугодии
2008 года – 35,1% - 76,3 млрд.руб. (по ОСАГО –
12,9% - 39,1 млрд.руб.).
Информация о работе Страховой рынок России и особенности его функционирования на современном этапе