Организация системы развития персонала

Автор: Темир Нурбаев, 02 Августа 2010 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночной экономики успешность деятельности любой организационной структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности.
Важнейшая роль в этом процессе принадлежит самому участнику профессиональной деятельности, от целенаправленной включенности которого в процесс саморазвития, самосовершенствования себя как личности и как субъекта деятельности в единой ипостаси зависит общий успех деятельности организации.
Действующая в течение многих десятилетий экономическая система ограничивала возможности предприятий, а также предъявляла определенные требования к их персоналу. Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создает объективные экономические условия применения менеджмента в деятельности фирм.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления развитием персонала 5
1.1 Сущность, понятие и задачи развития персонала 5
1.2 Виды методов обучения 9
1.2.1 Традиционные методы обучения персонала 11
1.2.2 Активные методы обучения персонала 13
1.3 Взаимосвязь стратегии развития персонала предприятия и его конкурентоспособности 16
2 Анализ и совершенствование системы развития персонала Биробиджанского локомотивного Депо 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ системы развития персонала 23
2.3 Разработка программы карьерного роста 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 36

Содержимое архива - 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

     Взаимосвязь стратегии развития персонала предприятия  и его конкурентоспособности  проявляется в следующих случаях:

     – Значительные изменения в бизнес-стратегии. Если в целях повышения         конкурентоспособности         предприятия         планируются существенные изменения в процессе производства, клиентской политике или продажах, может оказаться, что уровень развития персонала не соответствует новым задачам. В этом случае тщательно продуманная кадровая стратегия даст возможность привлечь новые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей развития предприятия.

     – Крупное слияние или поглощение, направленное на завоевание рынка и повышение конкурентоспособности предприятия. Сделки по слияниям и поглощениям требуют комплексных решений, касающихся большого количества сотрудников. Они также невозможны без четкой стратегии, согласованной с задачами бизнеса.

     – Наличие значительных проблем в области управления персоналом. Иногда в бизнесе не происходит важных изменений, но такие проблемы, как высокий уровень текучести кадров, неотработанная процедура привлечения сотрудников с необходимыми навыками или очень низкая продуктивность труда, подвергают риску успех в бизнесе, снижают производительность и эффективность труда персонала и, соответственно, негативно отражаются на конкурентоспособности предприятия.

     – Необходимость занять лидирующую позицию на рынке. Когда стратегия предприятия направлена на то, чтобы занять лидирующую позицию на рынке или привлечь лучших сотрудников, система развития персонала играет ведущую роль.

     С точки зрения влияния на систему  развития персонала, особенно важными  представляются три составляющих стратегии  предприятия, способствующее повышению его конкурентоспособности: качество продукции (услуг, работ); инновационная политика; технико-технологическая стратегия в части, связанной с факторами изменения профильной технологии производства.

Таблица 3 – Взаимосвязь бизнес - стратегии и системы развития персонала на предприятии

Стратегия предприятия Требования  и особенности системы развития персонала
Стратегия

обеспечения

максимального

качества

выпускаемой

предприятием

продукции, услуг

Работники, находящиеся на ключевых постах, и  коллектив в целом должны обладать  максимально  профессиональным  уровнем  и  компетентностью, позволяющей   реализовать   уровень   качества  независимо   от  затрат   на производственные и технологические сбои. Система развития персонала должна быть ориентирована на повышение профессиональных навыков и квалификации    работников,    включающих    ознакомление    и    освоение современных систем обеспечения качества выпускаемой продукции, услуг
Стратегия инновационного роста и развития предприятия Предполагает внедрение наиболее прогрессивных технологий, требует от работников максимальной гибкости, широкой профессиональной эрудиции, готовности к восприятию новых технологий и видов техники. Система развития персонала должна включать профессиональное обучение и переподготовку персонала в части освоения передовых технологий и методик    работы,    и    приобретения    навыков    работы    с    новейшим оборудованием и техникой.
Технико-технологическая  стратегия развития предприятия Опирается  на  внутренний  научно-технический  потенциал  предприятия. Данная стратегия требует от работников инициативы, творчества, активного участия в проводимых научно-исследовательских работах. Система развития персонала направлена на стимулирование творческой активности персонала, поощрение стремления к участию в модернизации производственных процессов предприятия.
 

     Важность  данных элементов комплексной стратегии  организации объясняется тем, что  успешная их реализация самым прямым образом связана с квалификационным уровнем персонала предприятия.

     Таким образом, можно говорить о том, что содержание инновационной, технико-технологической и стратегии качества продукции во многом определяют совокупность перспективных требований к персоналу предприятия. Очевидно, что система развития персонала определяется особенностями комплексной стратегии предприятия [5, с. 155]:

     - стратегические цели развития  и обеспечения конкурентоспособности  предприятия, являются предпосылкой  для планирования развития персонала  на стратегическую перспективу;

     -  формирование общей стратегии  развития предприятия, позволяет провести оценку, анализ и выбор необходимой системы воздействий на персонал для ее успешной реализации на практике;

     -  стратегия предприятия определяет  производственные цели и задачи, стоящие перед сотрудниками, исходя  из которых осуществляется оценка персонала для выяснения квалификации, производственных навыков, способностей и возможностей сотрудников предприятия;

     - стратегия развития предприятия  устанавливает динамику требований  к персоналу в части его  развития. Под требованиями к персоналу в данном случае понимаются, прежде всего, деловые качества, а также те особенности в работе, которые диктует конкретная должность (образование и его профиль, возраст, стаж работы). В свою очередь, разработка совокупности требований к персоналу является обязательным и необходимым условием формирования системы развития персонала предприятия.

     Исходя  из вышесказанного, справедливо утверждение  о том, что стратегия развития и повышения конкурентоспособности  предприятия определяет основные направления развития персонала, рассчитанные на долгосрочную перспективу и учитывающие стратегические цели и ориентиры деятельности предприятия. Следовательно, стратегия развития и повышения конкурентоспособности предприятия и система развития его персонала являются взаимозависимыми и взаимопроникающими.

Рисунок 2 –  Взаимосвязь системы развития персонала и повышения конкурентоспособности предприятия 

     Соответственно  изменение стратегических ориентиров развития предприятия влечет за собой изменение системы развития его персонала и наоборот – качественные и количественные сдвиги в структуре персонала влекут за собой необходимость корректировки и внесение изменений в стратегические планы развития предприятия в целом.

     На  настоящем этапе развития экономики России ключевым фактором успеха любого предприятия является квалифицированный персонал, который следует рассматривать как один из важнейших стратегических ресурсов развития. Развитие персонала на всех уровнях и во всех сферах деятельности от рабочих участков до высших звеньев управления определяет стратегическую эффективность использования всех ресурсов предприятия.

 

  1. Анализ  и совершенствование  системы развития персонала Биробиджанского локомотивного Депо
    1. Краткая характеристика предприятия

     Локомотивное Депо ст. Биробиджан (в дальнейшем Депо) является структурным подразделением Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

     Локомотивное  Депо ст. Биробиджан входит в состав Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» как структурное подразделение, не имеющее статуса юридического лица. Депо осуществляет свою деятельность от имени ОАО РЖД, имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием.

     Официальное сокращенное наименование локомотивного Депо ст.Биробиджан - «ТЧ-1 НОД-1 ДВОСТ ж.д. ОАО РЖД»

     Основными задачами Депо являются:

     1. Выполнение планов и заданий  по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа в соответствии  с положением Федерального закона  «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», правил перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, правил технической эксплуатации, инструкций и других нормативных актов;

     2. Обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы соблюдение охраны окружающей природной среды, сохранности грузов, багажа и подвижного состава, безопасности работающих людей и пассажиров;

     3. Разработка и внедрение планов  и мероприятий по предупреждению  случаев брака и травматизма в работе, технического обучения и повышения профессиональной подготовки работников Депо.

     4. Проведение с учетом развития  рыночных отношений эффективной  экономической политики, развитие  подсобно-вспомогательной деятельности  и услуг населению, внедрение ресурсосберегающих технологий и прогрессивных методов хозяйствования, повышающих рентабельность работы, снижающих эксплуатационные расходы, себестоимость перевозок, способствующих повышению доходности, производительности труда;

     5. Улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение Правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в Депо;

     6. Укрепление государственной, трудовой  и производственной дисциплины. Создание эффективной системы  управления персоналом Депо, формирование высокопрофессионального коллектива, подготовка и организация повышения квалификации;

     7. Организация труда, заработной  платы и социальной защиты  работников Депо на основе  единой политики, проводимой на  железнодорожном транспорте, внедрение прогрессивных норм труда и систем материального стимулирования, выполнение трудового законодательства.

     8. Экономное использование материальных  и топливо-энергетических ресурсов;

     9. Проведение работ по мобилизационной  подготовке и гражданской обороне в Депо и мероприятий по защите государственных секретов Российской Федерации.

     Линейно - функциональная структура Депо предполагает централизацию процесса принятия решения  и предопределяет унифицированное  управление сверху, поскольку командная  цепочка сходится к вершине управления организацией (Приложение А).

     Коммуникации  и координация деятельности сотрудников  внутри каждого отдела осуществляется на высоком уровне. А так же, функциональная структура обеспечивает высокий  технический уровень решения  проблем.

    1. Анализ  системы развития персонала
 

     Основными направлениями работы локомотивного  Депо Биробиджан в области кадров являются: приведение штата работников предприятия к объемам выполняемых  работ, уменьшение текучести кадрового  состава, подготовка и повышение квалификации руководителей, специалистов, рабочих, укрепление трудовой и технологической дисциплины, снижение заболеваемости работников локомотивного Депо.

     Динамика  численности персонала за 2007-2008гг. представлена в таблице 4

Таблица 4 - Динамика численности работников Депо за 2007-2008 гг.

Наименование  структурных подразделений 
2007 2008 Изменение 2008 к 2007 ,   гг.
Чел. У д. вес Чел. Уд.вес Чел. %
1 2 3 4 5 6 7
Административный  отдел 7 0,7 10 1,1 3 42,8
Производственно - технический отдел 9 0,9 10 1,1 1 -11,1
Группа  по экономике, труду и заработной плате 8 0,08 5 0,5 -3 --37,5
Бухгалтерия 8 0,08 10 1,1 2 25,0-
Химическая  лаборатория 4 0,4 4 0,4 - -
Участок                    эксплуатации Биробиджан 42 4,4 39 4,5 -3 -7,1
Участок         профилактического ремонта        и        технического обслуживания    локомотивов    1 группы 23 2,4 21 2,4 -2 -17,3
Участок    по    среднему   ремонту  моторно-рельсового    подвижного состава 1 группы 18 1,9 23 2,7 5 22,2
Участок   тележечно-колесный    1 группы 14 1,5 20 2,3 6 42,8
Участок по ремонту контрольно = измерительных  приборов 9 0,9 10 1,1 1 22,2
Топливно-автоматное отделение 9 0,9 9 1,0 - -
Механический  участок 1 группы 14 1,5 16 1,8 2 14,2
Отделение реостатных испытаний 2 0,2 2 0,2 - -
1 2 3 4 5 6 7
Участок        по        ремонту        и обслуживанию электрооборудования 1 группы 22 2,3 22 2,5    
Экипировочное                хозяйство Биробиджан 20 2,1 19 2,2 -1 -5,0
База  запаса локомотивов Архара 18 1,9 12 1, -6 -33,3
Эксплуатация Биробиджан 7 0,7 5 0,5 -2 -28,5
Экипировочное                хозяйство Биробиджан 7 0,7 7 0,8 - -
Локомотивные  бригады 647 69,2 561 66,0 -86 -2,1
Хозяйственный участок 5 0,5 12 1,4 5 В 2 р.
Абонентский отдел 6 0,6 3 0,3 -3 -50,0
Дом отдыха локомотивных бригад 6 0,6 6 0,7 -5 -83,3
Производственная  парокотельная 23 2,4 23 2,7 -1 -4,3
Всего 934 100 849 100 -85 -2,4

Информация о работе Организация системы развития персонала