Охрана и воспроизводство земельных ресурсов

Автор: Вячеслав Радченко, 01 Августа 2010 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Земельные ресурсы мира сокращаются. Во многих странах из-за недостатка пахотных площадей ощущается нехватка продуктов питания. На сегодняшний день всё острее ощущается глобальная продовольственная проблема. Со времени её возникновения ведутся дискуссии о путях ее решения. Многие видят выход в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Вспомним, что обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) в наши дни занимают 1450 млн. га или всего 11% территории обитаемой суши. Соответствующие показатели для лугов и пастбищ -- 3400 млн. га и 26%. Получается, что люди использовали еще не все возможные резервы расширения полеводческих и животноводческих культурных ландшафтов.
В принципе это, конечно, так. Однако можно встретить немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения (табл. 3). Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 -- средней и лишь 3% -- высокой продуктивностью.
Аналогичные подсчеты производили и отечественные ученые. По мнению некоторых, к непродуктивным землям, на которых не может производиться биологическая продукция (ледники, безжизненные пустыни, реки, озера, города, антропогенный бедленд и др.), относятся 54 млн. км2, или более 36% всей площади суши. На долю продуктивных, но не пахотнопригодных земель (тундра, лесотундра, болота, засушливые и полупустынные пастбища, горные леса и др.) приходится 70 млн. км2, или 47% всей площади суши. В результате пахотнопригодные земли занимают территории в 25 млн. км2, составляющие около 17% площади суши.
Тем не менее продолжают составлять многочисленные расчеты, касающиеся резервных сельскохозяйственных, и прежде всего пахотных, земель. По некоторым оценкам, предельная площадь экономически выгодных для эксплуатации земель составляет 1,5 млрд. га. Это означает, что весь доступный фонд пахотнопригодных земель человечество фактически уже использовало. По другим оценкам, такой фонд значительно больше, он потенциально равен 2,5 млрд. га, и, следовательно, люди могут распахать в будущем еще более 1 млрд. га. В конце ХХ века появились оценки, согласно которым площадь земель, потенциально пригодных для развития земледелия, превышает 3 млрд. га. Это означает, что в резерве есть еще более 1,5 млрд. га земель. Наконец, публиковались некоторые расчеты ФАО, согласно которым площадь потенциально пригодных для обработки земель составляет 3,4 млрд. га. Можно добавить, что большинство отечественных географов сходятся на том, что реальный мировой резерв пахотнопригодных земель составляет около 1 млрд. га.

Содержимое архива - 1 файл

земельное право.docx

— 34.31 Кб (Скачать файл)

Основные мероприятия  по улучшению использования и охраны земель: сохранение и улучшение земель в самом сельскохозяйственном производстве (мелиорация земель, внесение удобрений, борьба с эрозией, создание полезащитных лесополос и т.д.); ограничение изъятия земель из сельскохозяйственного оборота под горнодобывающие предприятия, строительство водохранилищ, расширение городов, строительство дорог и т.д.; поиск и использование свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Почвозащитные мероприятия на сельскохозяйственных землях.

Система почвозащитных  мероприятий базируется на совокупности агротехнических, агрохимических, агрофизических и специальных действий на основе проектов внутрихозяйственного землеустройства  с противоэрозионной организацией территории.

Агротехнические приемы являются ведущими в комплексе  почвозащитных мероприятий. К ним  относятся создание почвозащитных  севооборотов, поясное размещение культур, буферных полос, гребневых террас, промежуточных  и совмещенных посевов, кулис, мульчирование, противоэрозионная обработка почв и т.д.

Агрохимические  приемы в первую очередь предусматривают, особенно на склоновых и эродированных  землях, увеличение норм внесения всех видов органических, некоторых минеральных (азотных, фосфорных, калийных), а также  бактериальных удобрений, мелиорирующих  добавок и микроудобрений. Установлено, что эффективность использования  всех этих веществ на смытых почвах выше, чем на несмытых (Таблица 3).

Действенный агрохимический прием увеличения плодородия эродированных  почв и защиты их от эрозии, особенно на смытых почвах, - возделывание на них  культур на зеленое удобрение. В  разных зонтах России для этого используют однолетний и многолетний люпин, люцерну, клевер), кормовые бобы, горчицу  белую, вику и др. Эффект достигается  три запашке зеленой массы, когда  повышается водопроницаемость и  влагоемкость почв, усиливаются микробиологические процессы, улучшаются агрофизические свойства земель.

Агрофизические  приемы ориентированы прежде всего  на обработку почвы полимерами - структурообразователями типа полиакриламида и полимерных пен. Содержание водопрочных  агрегатов увеличивается таким  образом в 5-6 раз. В состав пен  могут включаться простые и сложные  удобрения. Используют также химические препараты, создающие на поверхности  почвы пленки, защищающие ее от сдувания. В этом качестве применяют битумные эмульсии, синтетические латексы, отходы нефтяной, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности.

Специальные приемы практикуют для задержания снега  и регулирования снеготаяния. К  ним в первую очередь относятся  валкование и полосные прикатывание и зачернение снега; задержание его  с помощью кулис, щитов и др. Задачи задержания и регулирования  поверхностного стока талых и  ливневых вод, снижения эрозии почв решают также мелиоративные мероприятия. Они предусматривают оптимизацию  влажности земель путем их осушения и увлажнения (гидромелиорация), создание защитных лесных насаждений (гидролесомелиорация) и пр.

Определенную  специфику имеют также мероприятия, препятствующие деградации степных  пастбищ и способствующие их восстановлению. К ним относятся: ограничение  и запрещение ранневесеннего выпаса скота за счет создания дополнительных запасов кормов; при предельных нагрузках  исключение одновременного использования  пастбищ различными видами скота; запрещение длительного выпаса на одном и  том же месте; ускоренное восстановление травостоя за счет подсева трав, рыхления почв в сочетании с полным прекращением выпаса 

  1. Правовой  режим земель лесного  фонда.

Учитывая, что  земли лесного фонда физически  и юридически неразрывно связаны  с произрастающим на них лесом, их правовой режим определяется в совокупности земельным и лесным законодательством. Основное место принадлежит Лесному  кодексу РФ. Правовой режим земель лесного фонда неоднороден и определяется преимущественно двумя факторами: во-первых, существенные различия в правовом режиме возникают в зависимости от группы, к которой отнесены леса; во-вторых, различные правовые требования действуют на лесных и нелесных землях. Земли лесного фонда занимают подчиненное положение по отношению к произрастающим на них лесам. С точки зрения их правового режима, это означает, что содержание земельных правоотношений определяется интересами, целями и задачами охраны и использования лесов. Объектом лесных и земельных отношений применительно к лесному фонду выступают участки лесного фонда, т.е. выделенные в установленном порядке и предоставленные в границах лесного фонда гражданам и юридическим лицам земельные участки, покрытые и не покрытые лесом.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд объявлен федеральной собственностью, а в соответствии со ст. 12 его оборот не допускается. Данный запрет исключает  установление права частной собственности  за земли лесного фонда, в том  числе в порядке приватизации. Невозможна также передача лесного  фонда в муниципальную собственность. Приоритет лесных отношений фактически лишает земли лесного фонда независимого положения как объекта общественных отношений. Земельные отношения в пределах лесного фонда неотделимы от лесных. Разделить лесопользование и землепользование фактически невозможно. Даже терминологически в лесном законодательстве земельные правоотношения, по сути, именуются лесными. К примеру, сенокошение в лесном фонде является одним из видов лесопользования, хотя сенокошение на землях сельскохозяйственного назначения — разновидность землепользования. В свою очередь, лесные правоотношения также не существуют в чистом виде. Пользоваться лесом для заготовки древесины невозможно, не пользуясь земельным участком, на котором он произрастает.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса выделяются леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные  и иные функции, а также леса особо  охраняемых территорий. Леса первой группы делятся на 20 категорий защитности. Они включают леса, расположенные  на защитных полосах вдоль транспортных магистралей, по берегам водных объектов; леса малолесных территорий, имеющие  комплексное экологическое значение; леса, предотвращающие процессы эрозии, опустынивания; леса зеленых зон, национальных парков и др.

Лесопользование в пределах соответствующих участков лесного фонда осуществляется с  учетом поддержания их защитного  значения. Эти леса не имеют эксплуатационного  значения . Основные площади лесного  фонда в лесах первой группы находятся  в общем пользовании граждан  и используются для рекреации, сбора  ягод, грибов и других видов побочного  лесопользования. Частично участки  лесного фонда закрепляются за отдельными физическими и юридическими лицами для ведения охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ, организации  регулируемого туризма и отдыха.

Леса второй группы выделяются в регионах с высокой  плотностью населения с развитой сетью наземных транспортных путей, а также в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Это также  леса, расположенные, главным образом, в экономически освоенных регионах России, вблизи городов и промышленных центров. Леса второй группы выполняют  водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные экологические  функции, но одновременно имеют эксплуатационное значение. Здесь действуют скорее не запреты, а ограничения на лесопользование. В частности, нет общего запрета  на ведение рубок главного пользования, однако по отношению к отдельным  участкам лесного фонда или на определенный период такой запрет может  быть введен. Лесной фонд в лесах  второй группы используется как для  различных видов общего лесопользования граждан, так и может закрепляться за отдельными лесопользователями, в том числе лесопромысловыми организациями.

Леса третьей  группы — леса многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение и использующиеся для промысловой  заготовки древесины. Они делятся  на освоенные и резервные, первые из которых передаются в аренду (концессию) лесозаготовительным организациям. Резервные леса, формируя стратегический запас лесных ресурсов, находятся  преимущественно в общем пользовании  граждан, а также временно предоставляются  для целей, не связанных с заготовкой древесины.

На территории лесов любой группы выделяются лесные и нелесные земли. В пределах лесных земель разрешается осуществление  видов деятельности, связанной с  использованием и восстановлением  лесов. Нелесные земли иредназначены  для размещения стационарных объектов лесохозяйственной инфраструктуры. Земли здесь служат территориальным  базисом и лесоразведение не ведется. Нелесные земли по возможности выделяются для выполнения работ, не связанных  с ведением лесного хозяйства, например, для добычи полезных ископаемых, прокладки  коммуникаций, строительства промышленных и иных объектов. Нелесные земли, временно не используемые для ведения лесного  хозяйства, по решению МПР России могут передаваться в аренду на срок до 5 лет для ведения сельскохозяйственного  производства. Если для размещения объектов требуются лесные земли, их использование допускается в  порядке перевода лесных земель в  нелесные для использования их в  целях, связанных с ведением лесного  хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод осуществляется решением соответствующего лесхоза, принимаемым  с разрешения территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ (ст. 64 Лесного  кодекса). 
 

  1. Возникновение и прекращение  права собственности  на землю.

Основания возникновения  прав на землю земельным законодательством  однозначно и системно не прописаны. Согласно ст. 25 Земельного кодекса (ЗК) РФ такие права, предусмотренные  указанным кодексом, возникают по основаниям, установленным гражданским  законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации  в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Основания возникновения  данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования  природными ресурсами, может быть общим  и специальным.

Право общего землепользования представляет собой возможность  для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками  для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно  из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах  и других населенных пунктах. Эти  земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для  удовлетворения культурно-бытовых  и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).

Лесное и водное законодательство устанавливает право  граждан использовать земли лесного  фонда в случае нахождения граждан  в лесах, а также земли водного  фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих  к ним участков для отдыха, купания  и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).

Понятие права  общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса  РФ*, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных  участках, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в  пределах, допускаемых законом и  иными правовыми актами, а также  собственниками соответствующих земельных  участков. Если земельный участок  не огорожен либо его собственник  иным способом ясно не обозначил, что  вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может  пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или  беспокойства собственнику.

Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом  предусмотрено два основных способа  приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.

Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных  прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д. Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога.

Основаниями прекращения  права землепользования служат юридические  факты, в том числе изъятие земельных участков. Изъятие земель допускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель. Изъятие земельных участков осуществляется в рамках их перераспределения в случае отсутствия свободных земель, необходимых для предоставления каким-либо субъектам (изъятие для государственных и муниципальных нужд), а также в качестве санкции за нарушение правил рационального использования и охраны земель (неосвоение земельного участка, использование его не по целевому назначению, нарушение экологических требований и нормативов в сфере землепользования и др.).

Информация о работе Охрана и воспроизводство земельных ресурсов