Методы поиска инновационных идей

Автор: Вера Мельничук, 10 Августа 2010 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.
Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы психологической активизации мышления 4
2. Методы систематизированного поиска 23
3. Методы направленного поиска 35

Содержимое архива - 1 файл

к.р..docx

— 129.75 Кб (Скачать файл)

     Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

     Недостатки  метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
  • Большая психологическая нагрузка.

     Ожидаемый результат

     Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

     Метод "Коучинг"

     Другие  названия метода: "Развивающее консультирование".

     Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.

     Назначение  метода

     Применяется для решения широкого круга задач  и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто  уже многого достиг и хочет  достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого  мышления.

     Цель  метода

     Максимальное  повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

     Суть  метода

     Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный  для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения  его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

     Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный  целым рядом специфических приемов  и направленный на быстрое достижение результата.

     План  действий

     Основная  процедура коучинга - диалог, задавание  эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого  диалога происходит полное раскрытие  потенциала клиента, повышается его  мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению  и реализует намеченное.

     Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

     Особенности метода

     В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

     Дополнительная  информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

     Достоинства метода

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

     Недостатки  метода

     Психологическое сопротивление личности, так как  реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в  сознании и формирование новых привычек.

     Ожидаемый результат

     Существенное (в разы) повышение эффективности  деятельности личности. 

 

  1. Методы  систематизированного поиска

     Списки  контрольных вопросов

     Разработано множество различных списков  вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством  ответов на вопросы, направить ход  мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные  вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить  проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные  вопросы составляются на основе опыта  решения схожих задач. Они могут  использоваться при совершенствовании  производства, продукции, организационных  структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при  поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.

  1. Какова основная функция объекта (процесса)?
  2. Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
  3. Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
  4. Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
  5. Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
  6. В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
  7. Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
  8. Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
  9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
  10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
  11. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
  12. Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

     План  действий при использовании контрольных  вопросов может быть следующим:

  1. Уточнить проблему.
  2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
  3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
  4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

     Результатом использования списков может  быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или  переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью  дальнейшего поиска решений.

     Список  контрольных вопросов Эйлоарта

     Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал "программу" работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.

     Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие  о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще  и тем, что многие его вопросы  в той или иной степени совпадают  с идеями, вошедшими в арсенал  ТРИЗ.

     Список  контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:

  1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
  2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
  3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
  4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
  5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
  6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: 
    - газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; 
    - теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; 
    - различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; 
    - переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; 
    - эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
  7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
  8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
  10. Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
  11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
  12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
  13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
  14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
  15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
  16. В воображении залезть внутрь механизма.
  17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
  18. Чья это проблема? Почему его?
  19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
  20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
  21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

     Морфологический анализ

     Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический  анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан  на построении таблицы, в которой  перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных  вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов  объекта, можно получить самые неожиданные  новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

     Основной  идеей морфологического анализа  является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов  решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть  варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа  легко реализуется с помощью  компьютерных средств.

     Однако  для сложных объектов, имеющих  большое число элементов, таблица  становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного  числа вариантов, большая часть  которых оказывается лишенной практического  смысла, что делает использование  метода слишком трудоемким. Таким  образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к  анализу объекта и возможность  получения слишком большого для  рассмотрения числа вариантов. Морфологический  анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально  для простых объектов и там, где  возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

     Пример  морфологического анализа

       
 

     Функциональный  анализ

     Функциональный  анализ – это разновидность анализа, предполагающая рассмотрение объекта  как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур. Например, электрическая  лампа накаливания рассматривается  как носитель функции "излучать свет", а не только как совокупность конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания  и др.).

Информация о работе Методы поиска инновационных идей