Методы поиска инновационных идей

Автор: Вера Мельничук, 10 Августа 2010 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.
Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы психологической активизации мышления 4
2. Методы систематизированного поиска 23
3. Методы направленного поиска 35

Содержимое архива - 1 файл

к.р..docx

— 129.75 Кб (Скачать файл)

     Результат

     Получение новой информации и идей, необходимых  для принятия решения.

     Достоинства и недостатки

     Легкость  освоения метода и простота в обращении. Незначительные затраты времени  на проведение. Предназначен для решения  сравнительно простых задач. Наиболее эффективен при решении организационных  проблем, а также технических  задач невысокого уровня сложности.

     Метод фокальных объектов

     Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

     Другие  названия: Метод каталога, Метод  случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

     Цель  метода

     Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций  объекта с неожиданными свойствами.

     Суть  метода

     Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который  лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания  стараются развить путем свободных  ассоциаций.

     План  действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

     Результат

     Списки  идей и предложений по новым модификациям объекта.

     Достоинства

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

     Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

     Пример  применения МФО

     Совершенствуемый  объект

     Фонарик.

     Случайные объекты

     Очки, валенок, парашют.

     Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

     Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

     Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
 

     Аналогии. Синектика

     

     Приемы  использования аналогий относятся  к методам психологической активизации  творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" – метод решения  изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен  У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан  на свойстве человеческого мозга  устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные  связи. Это приводит к тому, что  отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение  раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим  возбудителем ассоциаций, которые в  свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно  отметить следующие:

     Прямая  аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

     Личная  аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.

     Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

     Фантастическая  аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

     На  начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого  выявления и усвоения участниками  сути решаемой проблемы. Происходит отказ  от очевидных решений. Затем в  процессе специально организованного  обсуждения определяются главные трудности  и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат  к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

     Для успешного использования аналогий в решении, как технических, так  и бизнес задач требуется специальная  подготовка, а также способность  человека к фантазии и образному  мышлению.

     Метод "Приемы аналогий"

     

     Аналогия (греч. analogia - соответствие) - сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

     Назначение  метода

     Поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании.

     Использование аналогий - один из самых универсальных  эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.

     Цель  метода

     Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние  психологической инерции, найти  оригинальное решение задачи.

     Суть  метода

     Аналогии  не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль  о том или ином положении.

     Аналогии  в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным  способом, и знакомое незнакомым, давая  возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может  натолкнуть на новое оригинальное решение.

     На  основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с  биологическими объектами, с объектами  и явлениями неживой природы  с помощью группы эвристических  приемов осуществляется поиск новых  идей и решений. Это приводит к  тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение  ранее пережитых мыслей, восприятия и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

     План  действий

     Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли  и опыт людей.

     Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии.

     Более очевидным это становится, если ввести следующую классификацию аналогий: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

     Особенности метода

     Прямая  аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем. Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок...

     Субъективная  аналогия. Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую "шкуру", вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта. Например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в роль кого-то или чего-то тренируется, как у актера, нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.

     Символическая аналогия. При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы. Нахождение СА может облегчить прием "поиск названия книги":

  1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
  2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.

     Фантастическая  аналогия. Прием, при котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Как эту задачу решили бы сказочные персонажи?

     Что бы стало, если... (имя существительное)... (глагол)? Случайным образом выбирается имя существительное и глагол. Затем дается ответ.

     Достоинства метода

     Аналогии  играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.

     Недостатки  метода

     Негативное  влияние эмпатии на нервную систему.

     Оператор  РВС

     Оператор  РВС (размер, время, стоимость) может  применяться в различных областях человеческой деятельности при решении  различных задач. Один из инструментов Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) – инструмент управления психологическими факторами.

     Цель

     Уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить  работу по алгоритму решения изобретательских задач.

     Суть

     Оператор  РВС снижает психологическую  инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это  позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта и способствует перестройке условий задачи.

     План  действий

  1. Мысленно уменьшить размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  2. Мысленно увеличить размеры объекта от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  3. Мысленно уменьшить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  4. Мысленно увеличить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  5. Мысленно снизить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  6. Мысленно повысить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?

Информация о работе Методы поиска инновационных идей