Автор: Анастасия Кочеткова, 04 Августа 2010 в 18:36, реферат
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.
Перечень сокращений и условных обозначений……………..………….…………………….3
Введение………..…………………………………………………….…………………………...4
1 Сущность, понятия и классификация банковских услуг…………………………………...5
1.1 Понятия и отличия банковских услуг и операций………………………………….5
1.2 Классификация банковских услуг.……………………………………………………6
2 Нетрадиционные банковские услуги.…………………………………………………………9
2.1 Факторинговые услуги.…..…………………………………………………………....9
Трастовые услуги……………………………………………………………………...10
Лизинговые операции………………………………………………………………...12
3. Электронные банковские услуги…………………………….…………………………….....13
Заключение………..…………………………………………………….………………………..17
Список использованных источников……………………….………………………………….18
Приложение А Классификация банковских услуг …………….………………………...….19
Факторинговые
обязательства означают:
Факторинг
– особенно важный способ финансовой
поддержки развивающихся
Основным
недостатком факторинга для коммерческих
банков является высокий риск этой
операции в условиях нестабильности экономики,
кризиса неплатежей из-зи недостаточную
и несовершенную законодательную базу
в этой сфере. Все эти факторы вынуждают
банки повышать плату для осуществления
факторинговых операций. С целью минимизации
риска банки лимитируют кредиторскую
задолженность потсавщиков, стахуют отдельные
соглашения и т.д.
2.2
Трастовые услуги
Еще
одним перспективным
В результате этого между сторонами соглашения складываются взаиомоотношения, когда одна сторона передает, а другая берет на себя управление имуществом. Управление имуществом по своей специфике близко к банковской деятельности, однако связано с использованием операций по учету, сохранением ценностей, распоряжением имуществом (движимым и недвижимым), инвестированием, консультированием, размещением денежных средств, осуществлением финансового контроля по выполнению договоров и т.д. Трастовые услуги также охватывают операции с ценными бумагами, валютные операции, заключение договоров, оплату счетов и налогов, сохранение активов, получение доходов, временное управление предприятием в результате его ликвидации или реорганизации и т.д. [9, с. 136]
В
Украине, в отличии от развитых стран
стран мира, трастовые услуги только
начинают развиваться, но некоторые
из них уже довольно популярные и
широко используются (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Объем оказания трастовых услуг коммерческими банками Украины, млн. грн.
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Всего денежных средств по трастовым операциям банков | 58 | 58 | 66 | 93 |
В т.ч. субъектов предприянимательской деятельности | 28 | 21 | 6 | 5 |
Физическим лицам | 30 | 37 | 60 | 88 |
Положительной чертой является возростание объема предоставления трастовых услуг в Украине, которое стало возможным за счет увеличения количества трастовых услуг, предоставленным физическим лицам. Осуществление трастовых операций позитивно отразилось на соглашениях. Так, клиенты вынуждены были обращаться к трастовым отделам коммерческих банков, во-первых, вследствии отсутствия или недостаточного уровня знаний по распоряжению имуществом; во-вторых, вследствие возможности утраты собственником своего имущества в случае самостоятельного осуществления им операций, тербующих соответствующих квалификации и возможностей; в –третьих, вследствии невозможности сохранения определенных видов ценностей и отсутствия необходимых надежных помещений. Все это касается, прежде всего, физических лиц, не имеющих знаний и возможностей в определенной сфере и вынужденные обращаться за услугами к банкам.
Юридические лица в основном распоряжаются своим имуществом как считают нужным, имея специалстов в разных сферах управления имущества, необходимые помещения для сохранности ценностей и т.д. Это повлекло за собой сокращение трастовых услуг, предоставляемым субъектам хозяйствования.
Важным
моментом является также то, что
трастовые услуги дают возможность
коммерческим банкам получать дополнительные
средства, которые могут быть использованы
ими и давать прибыль. Предоставление
трастовых услуг требует определенных
знаний и квалификации персонала банка,
но эти услуги характеризуются сравнительно
небольшими затратами и рисками. А учитывая
определенные проблемы ликвидности коммерческих
банков, усилением конкуренции и уменьшения
прибыльности традиционных банковских
операций, предоставление трастовых услуг
имеет определенные перспективы в сфере
привлечения новых клиентов, повышения
прибыльности и конкурентноспособности,
а кроме того, все возможности для дальнейшего
развития в Украине [9, с. 13].
2.3
Лизинговые операции
Еще
одним положительным
Лизинг способствует ускоренной модернизации производства, обновлению оборудования и технологий. Лизинг очень выгоден для новосозданных предприятий и предприятий, которые не имею высоколиквидных активов. Это прежде всего, предпрятия агропромышленного комплекса, которые начали активно использовать финансирование с помощью лизинга и заинтересованные в развитие рынка лизинговых операций. Производитель оборудования за счет лизинга имеют возможность расширить свой рынок сбыта и одновременно получить стоимость оборудования. Банковским учреждениям использование лизинговых операций дает возможность увеличить прибыль, расширить круг клиентов, диверсифицировать риски и т.д. Кроме того, риск при осуществления лизинга мнньше по сравнению с простым кредитированием, поскольку до получения последнего платежа банк является собственникм данного в лизинг оборудования и в случае нарушения соглашения имеет право на реализацию оборудованияч для погашения своих убытков [9, с. 138].
В
2000 г. банковские операции с использованием
финансового лизинга составили 48 млн.
грн., в 2001 – 49 млн. грн.В разивтых странах
лизинг стимулируется за счет уменьшения
налогообложения, что обуславливает уменьшение
размеров лизинговых платежей по сравнению
с ставками по банковским кредитам.
В Украине лизинговые операции освобождены
только от НДС (налог на добавленную стоимость).
Но проведение лизинга связано с определенными
трудностями. В первую очередь, это недостаточно
разработананная правовая урегулированность
таких операций [9, с. 139].
Электронные
банковские услуги, или е-банкинг
– вовсе не экзотический финансовый
инструмент и не дополнительное направление
банковской деятельности. Это новый
способ осуществления банковских бизнес-процессов,
суть которого состоит в проведении трансакций
с помощью электронных сетей. В указанном
смусле элекронные банковские услуги
являются важной частью электронного
бизнеса (е-банкинг включает такие направления,
как онлайновое информационное обслуживание,
эмиссия цифровых денег, электронные платежи
и расчеты, а также депозитно-ссудные,
валлютные и инвестиционные операции,
совершаемые электронным способом). Данное
определение используется как обощенное,
оно подходит для всех форм электронного
доступа клиентов к банковским услугам.
(Пример элекронного доступа к банковским
услагам приведен на рисунке 3.1)
Рисунок 3.1 – Элекронный доступ к банковским услугам
Нередко термин «онлайн услуги» употребляется расширительно (например, когда приводятся данные о количестве онлайновых счетов в банках), под ним подразумеваются и услуги, оказанные через Интернет. Строго говоря, это всеже две разные формы банковского сервиса, предоставляемого через персонаьный компьютер. Первая появилась в начале 80-х годов. Она означает проведение операций в закрытых электронных сетях с помощью специального программного обеспечения. Вторая стала развиваться позже – с середины 90-х годов, и ее принципиальной особенностью является наличие у клиента персонального компьютера, имеющего WеЬ-доступ, то есть подключенного к открытой глобальной сети. В обоих случаях связь устанавливается по стационарным телефонным линиям (через аналоговый модем или цифровой адаптер).
Мобильные банковские услуги - яркий пример стирания границ между различными формами е-банкинга (на рис. направления сглаживания различий показаны стрелками). Сотовые телефоны, персональные электронные секретари, портативные компьютеры в сочетании с беспроводной связью обеспечивают доступ в глобальную сеть и дают возможность пользоваться Интернет-услугами, которые перестают относиться исключительно к банковскому обслуживанию через персональный компьютера Применяемый сейчас WАР-стандарт (протокол беспроводных приложений) считается переходным, на смену ему вскоре придет имеющий гораздо более высокую скорость передачи информации UMTS-стандарт (универсальная мобильная телекоммуникационная система), на базе которого станет развиваться связь третьего поколения.
Предпосылки для быстрого прогресса были созданы удешевлением технологий, лежащих в основе электронного сервиса. По данным Мирового банка, за последние два десятилетия XX в. компьютерные мощности выросли в 10 тыс. раз, а телекоммуникационные издержки в той же про-порции упали. Относительные размеры накладных расходов в Интернет-банках в 2-3 раза ниже, чем в обычных банках , а обработка WеЬ-трансакций обходится в 5-10 раз дешевле, чем при использовании традиционных каналов.
Стремительное развитие электронного способа проведения операций оказывает серьезное влияние на весь банковский бизнес. В оделяются следующие основные тенденции, набирающие силу в результате прогресса информационных технологий.
Во-первых, ускоряется стандартизация предлагаемого клиентам сервиса и используемых финансовых инструментов. В результате рынок банковских услуг становится все более похожим на рынки товаров массового производства, то есть на нем открываются новые возможности реализовать "экономию на масштабах". В то же время следует отметить, что процессы стандартизации проявляются гораздо слабее в областях ипотечного кредитования и доверительного управления активами, где необходимо серьезное консультирование; подобные услуги в обозримом будущем потребуют сохранения филиальной сети. Поэтому сейчас доминирует концепция интегрирование модели банков, построенных по принципу clicks-and-bricks ("щелчки мышкой" как символ Интернета и "кирпичи" как обозначение традиционой экономики) и поддерживающих взаимодействис с клиентами по многим каналам [4, с. 40].
Во-вторых, формируются новые сферы приложения банковского капитала, позволяющие получать "экономию на разнообразии", то есть вести перекрестные продажи и таким образом укреплять лояльность клиентов. К этим сферам, связанным прежде веего с включением банков в межкорпоративный сегмент электронной коммерции (сегмент "бизнес-бизнес", или В2В), относятся организация удостоверяющих центров по выпуску сертификатов и подтверждению подлинности электронной цифровой подписи; создание электронных систем предъявления счетов к оплате, взаимодействующих с электронными системами оплаты повторяющихся счетов (автоматизация биллинговых процедур); участие в функционировании онлайновых бирж и торговых площадок в качестве партнеэа, обеспечивающего финансовую сторону Интернет-торговли; разработка собственных систем WеЬ-закупок оборудования и материалов и осазание подобных услуг своим клиентам, и т.п. Также, расширяется доступ к наиболее перспективным индивидуальным клиентам с высоким уровнем образования и доходов [2, c. 39-42].