Автор: Катерина Тананыхина, 03 Августа 2010 в 07:21, реферат
Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В своей курсовой работе я планирую рассмотреть следующие вопросы:
Как правильно провести годовую инвентаризацию.
Какими документами оформить ее результаты.
Как отразить выявленные недостачи или излишки имущества в бухгалтерском учете.
Как использовать полученные результаты на пользу фирме.
В ходе проводимой инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.
вступление
1.теоретическая часть
случаи проведения инвентаризации
общие правила проведения инвентаризации
отражение результатов инвентаризации в учете
отражение излишков
отражение недостач
2. практическая часть
основные средства 18
материально-производственные запасы
инвентаризация расчетов
3. использование результатов инвентаризации
Заключение
Сумму недостачи, отнесенную на виновное лицо, необходимо списать в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Сегодня остается проблема восстановления НДС со стоимости недостающих ценностей. Налоговые органы и Минфин России считают, что это нужно делать. Однако, по мнению автора, в НК РФ нет прямого указания на восстановление НДС в случае недостач (ни в старой, ни в новой редакции). На стороне налогоплательщиков и арбитражные суды (Постановление ФАС СЗО от 06.06.2005 N А26-12323/04-211), считающие, что расширять список случаев, указанных в НК РФ, когда НДС подлежит восстановлению, нельзя.
Рассмотрим
отражение результатов
Пример
2. Перед составлением
годового отчета на
складе продуктов была
произведена инвентаризация,
в результате которой
выявлено:
Итоги инвентаризации | Излишки
по рыночным ценам, руб. |
В
пределах норм убыли, руб. |
Сверх
норм убыли, руб. |
Недостача сахарного песка (виновные лица не установлены) | 1000 | 2500 | |
Излишки крупы | 2000 | ||
Недостача картофеля (вследствие его порчи) по вине кладовщика | 5000 | ||
Недостача яблок сорта "А" - 50 кг | 1000 | ||
Излишки яблок сорта "Б" - 50 кг | 500 |
По
итогам инвентаризации
в бухгалтерском
учете сделаны
следующие записи:
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Сумма |
Списана недостача сахарного песка | 94 | 41 | 3500 |
Списана
недостача сахарного песка в пределах норм естественной убыли |
44 | 94 | 1000 |
Списана
недостача сахарного песка сверх норм убыли |
91-2 | 94 | 2500 |
На сумму недостачи сверх норм убыли начислено ПНО, так как нет официального документа, подтверждающего отсутствие виновных лиц (2500 х 24%) | 99 | 68 | 600 |
Оприходован излишек крупы | 41 | 91-1 | 2000 |
Списана недостача картофеля | 94 | 41 | 5000 |
Недостача картофеля отнесена на виновное лицо | 73 | 94 | 5000 |
Частично
возмещена сумма ущерба в кассу |
50 | 73 | 1000 |
На
основании приказа зачтена пересортица яблок |
41 "Б" | 41 "А" | 500 |
Разница
в стоимости зачтенных яблок отнесена на виновное лицо |
94 73 |
41 "А" 94 |
500 500 |
Удержана
часть суммы ущерба из
заработной платы |
70 | 73 | 200 |
Согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Для подтверждения сальдо расчетов с покупателями и поставщиками необходимо организовать работу по проведению сверок расчетов.
По
задолженности работникам организации
выявляются не выплаченные суммы
по оплате труда, подлежащие перечислению
на счет депонентов, а также суммы
и причины возникновения
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
С принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ проведение инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями на 31 декабря 2005 г. особенно важно. Поскольку это будет иметь решающее значение в будущих периодах для расчета НДС. При этом проводить инвентаризацию следует по каждому счету-фактуре.
Инвентаризация этого участка важна и для тех, кто создает резерв по сомнительным долгам. Так как именно по ее результатам будет установлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.
Списание
дебиторской и кредиторской задолженности
с истекшим сроком исковой давности
оформляется в бухгалтерском учете следующим
образом:
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Основание |
Списана
безнадежная дебиторская |
91-2 |
62 |
Пункт 12 ПБУ 10/99 |
Начислен НДС по списанной дебиторской задолженности (если учетная политика "по оплате") | 76 | 68 | Пункт 5 ст. 167 НК РФ (до 01.01.2006) |
Списана
безнадежная дебиторская |
63 | 62 | План счетов |
Списана
просроченная кредиторская задолженность |
60, 76 | 91-1 |
Пункт 8 ПБУ 9/99 |
Списана
сумма НДС по кредиторской задолженности |
91-2 | 19 | План счетов
(до 31.12.2005) |
По
итогам инвентаризации расчетов с дебиторами
и кредиторами в бухгалтерском
учете могут быть оформлены следующие
записи:
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Примечание |
Выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности по оплате поставленных материалов, товаров, основных средств | 08, 10, 41 |
60, 76 | Накладные |
Отражена стоимость потребленных работ и услуг, обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов | 20, 23, 25, 26, 44 |
60, 76 | Акты выполненных работ, оказанных услуг |
На
сумму НДС по неоприходованным ценностям, работам, услугам |
19 | 60, 76 | Первичные документы, счета-фактуры |
Отражена
стоимость оказанных в текущем периоде услуг, выполненных работ, отраженных дважды (сторно) |
20, 23, 25, 26, 44 |
60, 76 | Акт сверки, первичные документы |
Отражена
стоимость приобретенных в текущем периоде и не отпущенных в производство МПЗ, отраженных дважды (сторно) |
08, 10, 41 |
60, 76 | Акт сверки, первичные документы |
Отражена
стоимость приобретенных в текущем периоде и отпущенных в производство МПЗ, отраженных дважды (сторно) |
20, 23, 25, 26, 44, 90 |
60, 76 | Акт сверки, первичные документы |
На сумму НДС (сторно) | 19 | 60, 76 | Акт сверки, первичные документы |
Отражена
выручка от реализации, не учтенная в текущем периоде |
62 | 90 | Акт выполненных работ, оказанных услуг, накладная |
Начислен НДС | 90 | 68 | Счет-фактура |
Отражена
излишне признанная выручка (сторно) |
62 | 90 | Акт сверки |
На сумму НДС (сторно) | 90 | 68 | Акт сверки |
Отражено
увеличение стоимости товаров в
связи с их неправильной оценкой |
41 | 60, 76 | Первичные документы |
Отнесение
выявленной разницы на реализацию (при условии продажи этих товаров) |
90 | 41 | Бухгалтерская справка |
Инвентаризация
имущества предусмотрена
Инвентаризация начинается с приказа руководителя, в котором устанавливают дату ее проведения (обычно конец декабря) и состав инвентаризационной комиссии. В комиссию входят представители от руководства и бухгалтерии и материально-ответственные сотрудники. Задача комиссии - провести ревизию имущества и выявить несоответствия между реальным наличием ценностей и данными бухгалтерского учета.
Задача эта непростая. Ведь имущество фирмы многолико. Сюда входят и основные средства, и запасы, и готовая продукция, и товары. Все это пересчитывают, взвешивают, обмеряют и оформляют полученные результаты описью или актом.
Затем
записи в инвентаризационных документах
сверяют с регистрами бухгалтерского
учета. Если обнаружатся несоответствия,
составляют сличительную ведомость. После
чего выявленные излишки материально-производственных
запасов приходуют, а недостачи - списывают.
Внимание. С одной стороны, обязанность проводить инвентаризацию закреплена законодательно, но с другой стороны, ответственность за игнорирование этого мероприятия законодательством не предусмотрена. Хотя налоговики могут попытаться предъявить вам штраф по ст. 126 Налогового кодекса за отсутствие инвентаризационных описей и актов. За каждый документ - 50 руб.
Однако если инвентаризацию не провели вы сами, при выездной проверке ее могут провести инспекторы. Конечно, к такой мере они прибегают редко. Ибо инвентаризировать чужое имущество - занятие трудоемкое и, как правило, неблагодарное. Но если налоговикам все же удастся обнаружить несоответствия между фактическим наличием ценностей и данными бухучета, они уже смогут оштрафовать фирму по ст. 120 Налогового кодекса за грубое нарушение правил учета или по ст. 122 - за занижение налоговой базы. Например, по налогу на имущество.
Если
же ваша компания попадает под обязательный
аудит, вам грозит другая опасность.
Без результатов инвентаризации аудиторы
могут признать бухгалтерскую отчетность
фирмы недостоверной. По причине того,
что данные в ней не подтверждены результатами
инвентаризации (п. 38 ПБУ 4/99).
Учитываем "несовпадения". Если по результатам инвентаризации у вас обнаружились излишки, в налоговом учете вы должны включить их в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости (п. п. 8, 13, 20 ст. 250 НК). С этой суммы нужно заплатить налог на прибыль.
Обратите внимание: раньше, если вы продавали или запускали в производство "найденные" ценности, включать их в расходы было нельзя. С нового года ситуация меняется. Поправки, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в п. 2 ст. 254 Налогового кодекса, позволяют учитывать в расходах стоимость таких ценностей. Но не всю, а только в размере суммы налога, который вы начислили, когда принимали "найденышей" на баланс.
Если
же вы выявили недостачу, то для бухгалтерского
учета в части норм естественной
убыли ее списывают на издержки производства
или обращения, а сверх норм - на виновных
лиц. Если виновных лиц установить не удается,
тогда потери списывают на финансовые
результаты (п. 3 ст. 12 Федерального закона
от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете").
Совет.
"Признать оборудование устаревшим
можно, если на предприятии существует
хотя бы один более современный его аналог,
например, у вас на складе лежат старые
компьютеры, которыми никто не пользуется,
так как все уже давно работают на современных
машинах. Наличие новой оргтехники дает
вам право списать "старичков" в утиль".
С налоговым учетом недостач до последнего времени ясности не было. Хотя Налоговый кодекс и разрешал уменьшать прибыль на расходы в пределах "естественных" норм (пп. 2 п. 7 ст. 254), сами нормы правительство так и не разработало. А тем, кто использовал старые нормативы, существовавшие еще до принятия гл. 25, приходилось судиться с налоговиками.
Теперь
вопрос урегулировали. Законодатели разрешили
фирмам использовать старые нормы естественной
убыли. Кроме того, те, кто с инспекторами
спорить не хотел и не включал "естественные"
потери в налоговые расходы, могут пересчитать
налог на прибыль с 2002 г. (ст. 7 Федерального
закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ).
Условная
инвентаризация. Не секрет, что зачастую
к проведению инвентаризации подходят
формально. То есть все обязательные документы,
конечно, заполняют, но данные для них
берут напрямую из бухгалтерской программы.
Тем более что многие программы позволяют
составлять инвентаризационные ведомости
автоматически. Такой подход, конечно,
упрощает работу, но экономически эффективным
его не назовешь. Ведь условная инвентаризация
не предоставит актуальной информации
о состоянии имущества на фирме. А "живые"
подсчеты могли бы подсказать, где можно
сэкономить на налогах.