Формирование учетной политики предприятия и оценка ее эффективности

Автор: Оксана Мурашова, 10 Августа 2010 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….……………………….…………………….…….....………3
1.Учетная политика: понятие и принципы…………………………. …........…..5
1.1. Понятие учетной политики организации………...........................................5
1.2.Аспекты учетной политики..............................................................................7
1.3.Требования к учетной политике…………………………………..................9 1.4. Профессиональное суждение………………................................................10
2.Особенности формирования учетной политики...............................….….….11
2.1. Процедура формирования учетной политики………….....................…....11
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль над ее соблюдением...13 2.3. Документальное оформление учетной политики…………………………15
3. Изменения и раскрытие учетной политики...….......................................…..17
3.1. Изменения в учетной политике……………………………………............17 3.2. Раскрытие учетной политики в отчетности................................................18
4. Оценка эффективности учетной политики.…………………..…….............20
4.1. Анализ финансовой эффективности учетной политики……….……..….20
4.2. Рационализация учетной политики………………………………..………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….....……………...……………...…......................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…….………............31
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1……………………………………………………………32

Содержимое архива - 1 файл

учетная политика.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)

Организационно-технический аспекты  учетной политики охватывают:

1) Форму бухгалтерского учета – совокупность взаимосвязей учетных регистров, последовательность и технические средства записи информации в учетные регистры. Это – Журнал-Главная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, упрощенная формы бухгалтерского учета. Отличаются друг от друга количеством применяемых регистров и их назначением, содержанием и формой, последовательностью и способом записи информации в учетные регистры, степенью использования технических средств.

2) Организацию ведения бухгалтерского учета – определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационной формы службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности. Состав учетных подразделений, взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

3) Рабочий план счетов – должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

4) Систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности - состав, форму, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям. График документооборота, разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных. Установление персональной ответственности работников, порядок использования бланков строгой отчетности, организация и ответственность за хранение ценностей, организация охраны и внезапных проверок, подготовка и переподготовка персонала.

5) Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

6)  Объем, сроки, адреса представления отчетности.

7) Систему взаимоотношений с аудиторской организацией, органами контроля и управления.

Методические аспекты учетной политики характеризуют способы ведения бухгалтерского учета по разделам учетных работ.                                                     Для целей налогообложения, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, включают в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов.

Для целей бухгалтерского учета, в соответствии с нормами ПБУ, устанавливают:

1) Лимит стоимости основных средств, подлежащих списанию на расходы при вводе их в эксплуатацию.

2) Порядок начисления амортизации по основным средствам.                         3) Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

4) Порядок проведения переоценки основных средств.                                5) Порядок формирования остаточной стоимости основных средств при выбытии.

6) Учет расходов  на ремонт производственных основных  средств.

7) Порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов, отражение на счетах бухгалтерского учета, учетные цены материалов, оценка при выбытии.

8)  Порядок  оценки и учет готовой продукции,  учетные цены готовой продукции,  оценка незавершенного производства.

9) Порядок оценки стоимости финансовых вложений.

10) Порядок списания общехозяйственных расходов, коммерческих расходов, расходов будущих периодов.

11) Методику создания  резервов по сомнительным долгам, состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам.

Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс. 

1.3.Требования к учетной политике

Способы ведения  учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. (4, стр.33) Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.

Избранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.

Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский  учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов веления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с  необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информации порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежностью данных. В то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

В подобных ситуациях  руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требований в разных хозяйственных условиях определяется профессиональным суждением.

Чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между различными требованиями-принципами. (3, стр.72-73) 

1.4. Профессиональное суждение

В последнее  время при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности широко используются профессиональные суждения бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров. Это мнение, являющееся основанием для принятия решения в условиях неопределенности. Оно базируется на знаниях, опыте и квалификации соответствующих специалистов.

В бухгалтерском  учете неопределенность может быть связана с отсутствием однозначных требований и правил в нормативных актах, неясностью всех деталей свершившегося факта хозяйственной жизни.

В бухгалтерском  учете профессиональное суждение требуется  при оценке возможного срока полезной службы основных средств и нематериальных активов, возможности погашения  дебиторской задолженности и  во многих других случаях. Разрешение различной неопределенности требует профессионального суждения. Обычно оно основывается на опыте организации работы с аналогичными объектами. (3, стр.73-74)

Профессиональное суждение базируется на знаниях, опыте и квалификации соответствующих специалистов и является основанием для принятия решения.

Подводя итог, можно  сделать вывод, что учетная политика, являющаяся реализацией одного и  того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка  ведения счетов, особенности их использования  – это составляет степень свободы  организации. Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и требований, безусловных к исполнению. Она строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. 

2.Особенности формирования учетной политики

2.1. Процедура формирования учетной политики

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если стандартами не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. (1, стр.514)     В этой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики: по аналогии со сходными операциями; исходя из общих определений и критериев; на основе признанной практики.                                Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации. Это означает применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, независимо от места их расположения, иначе формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.

Процесс формирования учетной политики состоит из последовательных этапов.

 На первом этапе – определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика – устанавливается предмет учетной политики для конкретной организации с присущей только ей совокупностью объектов бухгалтерского учета.

В зависимости  от состава объектов учета на втором этапе – выявление и оценка факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета – выявляются конкретные процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап – обоснование исходных положений построения учетной политики – подразумевает рассмотрение соответствия общепризнанных требований в построении учетной политики с выявленными факторами и при их соответствии допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап – выбор пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта – заключается в отборе допустимых способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора).

Пятый этап – выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией – состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством проверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев.

На шестом этапе – оформление избранной учетной политики – избранная   учетная политика  получает  соответствующее оформление, в соответствии с формальными требованиями к ней.

Последовательность  этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку  каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. 

На выбор способа  ведения учета влияют такие факторы, как: сфера деятельности, величина организации, организационные и технологические возможности, правовой статус, долгосрочность целей и контрактов, квалификация персонала, налоговая политика, наличие льгот, свобода в ценообразовании.   

2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль над ее соблюдением

Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утверждается руководителем организации. (6, стр.42) Формирование же ее относится к компетенции главного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, целесообразно создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в системе бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распорядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имеющие большой опыт работы, досконально знающие специфику деятельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйственном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации  и для внешних пользователей  она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации). Задачи контроля у этих органов различны. Первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями. Вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, как принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.

Информация о работе Формирование учетной политики предприятия и оценка ее эффективности