Психология учебной деятельности

Автор: Лена Иванова, 01 Августа 2010 в 17:56, реферат

Краткое описание

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
1.1.Теория учебной деятельности в общей теории учения
1.2. Основные характеристики учебной деятельности.
Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной деятельности.
2.1. Средства и способы учебной деятельности
2.2. Продукт учебной деятельности, ее результат
Глава 3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности.
3.1. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности
3.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности
3.3. Общая характеристика учебной задачи
3.4. Способ решения задачи
3.5. Особенности учебной задачи
3.6. Психологические требования к учебным задачам
3.7. Учебная задача и проблемная ситуация
3.8. Этапы решения задачи в проблемной ситуации
3.9. Действия в структуре учебной деятельности
3.10. Действия и операции в структуре учебной деятельности
3.11. Различные виды учебных действий
3.12. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое архива - 1 файл

Психология учебной деятельности.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

    Аналогично  самоконтролю проходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности. А.В. Захарова отметила в этом процессе важную особенность — переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности — его самооценку. Это определяет еще одну позицию значимости контроля (самоконтроля), оценки (самооценки) для общей структуры учебной деятельности. Соответственно она обусловливается тем, что именно в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъектное качество, свойство. Такая ситуация еще раз свидетельствует о внутренней неразрывности двух компонентов личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу, его целесообразности и реалистичности. 

    Заключение

  Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - общение, игра, учение, труд.

     Учение  имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

     В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

     Любая деятельность - это совокупность некоторых  физических действий, практических или  речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без  внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её - познание окружающего мира.

Гностическая  деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловых связей, мысленная схематизация и повторение). Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (например, действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивная деятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность), описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает (предметная перцептивная деятельность) и т.д. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

     Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.

     Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

     Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия  о предмете и соответствующие  им действия. Если же образы, понятии  и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

     Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо, прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.

     Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей  деятельностью понимается такая  деятельность, в процессе которой  происходит формирование основных психических  процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

     В ходе учебной деятельности происходят изменения:

- в уровне  знаний, умений и навыков;

- в уровне  сформированности отдельных сторон  учебной деятельности;

- в умственных  операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного  развития.

    Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей  структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная  деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. 

     

      

 

    

     

    Литература

     Балл  Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.

     Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова  А.К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.

     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

     Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

     Талызина  Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

     Талызина  Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

     Шадриков  В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

     Якунин  В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Информация о работе Психология учебной деятельности