Автор: Наталья Торопова, 01 Августа 2010 в 13:56, контрольная работа
Ложь – намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.
Хвастовство и преувеличение – виды лжи, весьма характерные и для детей, и для взрослых. Мотив у этой лжи очевиден – повысить свой статус, завоевать признание и интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашенная. Дети (и взрослые тоже) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случились с ними в реальной жизни.
Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. Она же никому не приносит вреда. Другие же люди считают, что если ребенок или взрослый приучился все время сочинять, преувеличивать, то, в конце концов, станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна.
Иногда солгать не значит поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иногда, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае солидарность побеждает моральное требование «быть честным». Часто ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Однако бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.
Кроме того, иногда сказать правду невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». Причины лжи многообразны, как и ее виды. Но чем отличается ложь ребенка от лжи взрослого? Почему одни дети более правдивы, чем другие? Опасно ли то, что ребенок часто говорит неправду? Что делать родителям и педагогам, столкнувшимся с проблемой систематической детской лжи?
Вятский государственный гуманитарный университет
Педагогический
факультет
Контрольная работа по предмету
«Детская психология»
тема
«Почему
дети лгут»
Содержание
Введение
Ложь – намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.
Хвастовство и преувеличение – виды лжи, весьма характерные и для детей, и для взрослых. Мотив у этой лжи очевиден – повысить свой статус, завоевать признание и интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашенная. Дети (и взрослые тоже) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случились с ними в реальной жизни.
Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. Она же никому не приносит вреда. Другие же люди считают, что если ребенок или взрослый приучился все время сочинять, преувеличивать, то, в конце концов, станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна.
Иногда солгать не значит поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иногда, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае солидарность побеждает моральное требование «быть честным». Часто ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Однако бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.
Кроме того, иногда сказать правду невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». Причины лжи многообразны, как и ее виды. Но чем отличается ложь ребенка от лжи взрослого? Почему одни дети более правдивы, чем другие? Опасно ли то, что ребенок часто говорит неправду? Что делать родителям и педагогам, столкнувшимся с проблемой систематической детской лжи?
Проблемами детской лжи занимались многие отечественные и зарубежные учение – П.Экман (4, 5) посвятил ряд статей причинам нечестности в детском возрасте; психологи Х.Хартшорн и М.Мэй, изучавшие вопрос о том, чем отличаются правдивые дети от тех, которые лгут. Тем не менее, все перечисленные выше вопросы мало раскрыты в литературе. Им редко уделяется внимание в пособиях по педагогике и психологии. Между тем, тема детской лжи серьезна и актуально именно в современном обществе. Родители и воспитатели часто не знают, как реагировать на выдумки ребенка: одни предпочитают не замечать, попустительствуя закреплению отрицательных черт характера, другие ругают ребенка, вынуждая его искать все более искусные методы обмана, чтобы избежать наказания.
Поэтому цель данной работы, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме, ответить на вопрос, каковы причины детской лжи.
Цель конкретизируется в задачах:
При работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой исследования; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.
Используя
их, попытаемся в полной мере реализовать
каждую из поставленных задач и ответить
на вопрос, почему дети лгут.
Глава 1. Детская ложь
1.1. Причины формирования у детей склонности ко лжи, связанные с личностью ребенка
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы (2, 232). С трех лет проявление самостоятельности все больше увеличивается, но только среди знакомых – в незнакомой группе дети чаще проявляют конформность (1, 157).
В этом возрасте дети нередко используют ложь. С первым проявлением лжи родители и педагоги могут столкнуться уже в двухлетнем возрасте – это вполне нормальный, естественный этап развития ребенка. Скорее, в таком случае можно говорить о детской фантазии, которая помогает ребенку взаимодействовать с окружающим миром. И эту способность необходимо поощрять и развивать, направлять в нужное русло. Примерно до 7 лет дети могут путать реальные события с вымышленными, но чем старше ребенок, тем серьезнее должны относиться родители к его выдумкам, т.к. это может быть причиной его душевного дискомфорта. Однако подобные фантазии, нормальные для дошкольного возраста, следует отличать от настоящей лжи. Причины и мотивы ее могут быть различны.
Часто в семьях создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым (5, 25). Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении.
В середине 20-х годов ХХ века психологи доктор Хью Хартшорн и доктор Марк Мэй провели уникальное исследование. Прежде всего, они стремились найти ответ на вопрос: «Отличаются ли чем-нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей?».
Ответ был таким: и да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием в семейных отношениях, во взаимодействиях с окружающими, их личностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых признаков неблагополучия было не больше, чем у правдивых детей. Хотя в исследовании психологов рассматривались 24 признака неблагополучия – от нарушения поведения до низкого материального уровня семей – оказалось, что все эти факторы не могут исчерпывающе объяснить, солжет ли ребенок в данной ситуации, и если да, то почему.
Исследование ученых обнаружило, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Коэффициент интеллекта – это количественный показатель уровня умственной одаренности, вычисляется на основании результатов выполнения психологического теста. Его средний нормативный показатель – 100%. Более высокий или более низкий коэффициент интеллекта свидетельствует соответственно об одаренности или отставании в умственном развитии. Около трети детей из группы с самым низким коэффициентом интеллекта лгали и жульничали. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не лгал никто. Т.о., выявилась тенденция – чем выше коэффициент интеллекта, тем дети менее склонны ко лжи.
Почему способные дети лгут меньше? Может быть, им это просто не нужно? Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы заслужить похвалу воспитателя на занятиях, хорошие отметки в школе без лжи. Хартшорн и Мэй решили, что если такой вывод верен, то одаренные дети стали бы лгать не меньше, чем их менее одаренные сверстники, в таких ситуациях, когда они не могли рассчитывать на свои умственные способности. Это подтвердили игры, спортивные соревнования, ситуации, провоцирующие кражу. Честность оказалась нисколько не зависящей от интеллекта. Т.о., нельзя утверждать, что способные дети меньше лгут – они менее склонны к обману в ситуациях, когда их способности гарантируют успех.
Психолог Роджер Бартон, изучавший проблему нечестности в течение 25 лет, утверждает: «Нечестность некоторых детей с низким коэффициентом интеллекта выступает средством добиться того, что они уже не рассчитывают достичь честным путем». По мнению современного ученого П.Экмана, Р.Бартон преувеличивает: «Для некоторых детей, которые пошли на обман, успех не был абсолютно недостижим. Дети со средним коэффициентом интеллекта обладали достаточными способностями, чтобы, приложив усилие, хорошо выполнить задание». Однако они плутовали чаще, чем дети с высоким коэффициентом интеллекта. Возможно, таким образом они стремились не слишком утруждать себя. Не исключено, что одаренные дети, которым не хотелось прилагать особых усилий, также пошли бы на обман, столкнувшись с трудными задачами. Невозможно заключить, ради чего дети лгут – чтобы избежать неудачи или лишней работы.
Существует еще одно доказательство того, почему честность и интеллект взаимосвязаны. Хартшорн и Мэй предположили, что одаренные дети в большей степени способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обмана. Исследование, выполненное впоследствии другим учеными, подтвердило правильность их гипотезы.
Есть еще одно объяснение того, что интеллект связан с честностью. Если способности ребенка выше средних, это не означает, что он не станет лгать и жульничать. Умный ребенок может оказаться более искусным лжецом и за счет этого избежать разоблачения.
При этом Экман сомневается в том, что одаренные дети лучше, чем те, кто имеет низкий коэффициент интеллекта, осознают пагубность лжи. Просто они не прибегают к ней, когда опасаются риска или когда могут и без нее добиться успеха.
Если способности ребенка ближе к средним, у него возникает больше искушений, в особенности, когда родители предъявляют к нему повышенные требования. Однако это не означает, что ребенок обязательно должен лгать или жульничать, но предпосылок для подобного поведения у него больше (4, 43 - 44).
Т.о.,
индивидуальные особенности ребенка,
в частности уровень
1.2. Социальное окружение как фактор формирования склонности ко лжи
Каким образом влияет на склонность ребенка ко лжи его социальное окружение? Являются ли дети, которые лгут, менее социально приспособленными, служит ли ложь первым шагом к асоциальному поведению, а возможно, и к преступлению? Научные данные свидетельствуют, что для некоторых детей ответ может быть утвердительным. По данным Экмана, среди лжецов было несколько больше тех, у кого воспитатели и учителя наблюдали отклонения в поведении, а также детей, имевших склонность к невратическим реакциям. Исследования подтвердили, что ложь и социальная неприспособленность существенно взаимосвязаны.
Оказалось, что дети, имеющие проблемы с социальной адаптацией и психические нарушения, лгут чаще других детей. Среди плохо адаптированных ребят около 90% мальчиков и почти 70% девочек лгали. В более старшем возрасте такие дети нередко имеют склонность к воровству, дракам, вандализму, прогулам, употреблению алкоголя и наркотиков.
Хотя, по мнению Экмана, невозможно точно установить, насколько ложь связана с социальной дезадаптацией, очевидно, что дети с отклонениями в поведении лгут чаще благополучных.
Кроме
того, ученые пришли к выводу, что
дети-лжецы в большинстве
Ложь может быть такой незаметной, что родители сами не придают ей значения. Солгать соседке, занизить свой доход в налоговой декларации, оправдать по телефону свое опоздание вымышленной причиной (5, 26). Или другой пример: родители пообещали почитать с ребенком книгу, но потом, ссылаясь на нехватку времени, отказывают; не купили обещанную игрушку и т.д. (5, 25) Все эти случаи обыденны и проходят незамеченными для самих родителей. Многие даже не согласны, что подобные поступки можно назвать ложью (5, 26). Но если ребенок обнаружит, что родители его обманывают, то, вероятнее всего, он внутренне разрешит себе так же поступать с ними (неважно, будет он это осознавать или нет) (5, 25). Также психологи установили, что дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительской заботы – чаще всего они таким образом хотят привлечь к себе внимание.