Критерии эффек. управления гос. собственностью

Автор: Галина Смирнова, 02 Августа 2010 в 11:45, реферат

Краткое описание

Государственная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях. Также актуальность темы настоящей контрольной работы, определена тем, что в процессе социально-рыночной трансформации экономики наиболее динамичными являются изменения отношений государственной собственности, что и составило основу рыночной реформы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….4
1.1 Характеристика основных объектов государственной собственности……...5
2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………….8
2.1 Задачи механизма эффективного управления государственной
собственностью…………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14

Содержимое архива - 1 файл

КОНТР. критерии эффек. управления гос. собственностью.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

      Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего муниципалитету.

      Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов.  

      2.1   Задачи механизма  эффективного управления  государственной 

              собственностью 

      В результате проведенного анализа можно  выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления государственной собственностью:

  • создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
  • совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления ресурсов города и различных льгот;
  • формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики для производственного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг;
  • стимулирование прозрачности капиталов и привлечение инвестиций;
  • координация деятельности предприятий, связанных технологическими цепочками;
  • согласование мер государственного протекционизма и поддержки отечественного производителя с требованиями рынка и финансовыми возможностями города;
  • управление долгами и правами требования города как частью нематериальных активов;
  • стимулирование внутренних преобразований на предприятиях и содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики;
  • использование долей (пакетов акций), находящихся в собственности города, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источник доходов города;
  • оптимизация структуры собственности города.

      С целью совершенствования экономического механизма управления и распоряжения муниципальной собственностью и  повышения эффективности управления может быть разработана и предложена к реализации Концепция управления государственной собственностью, в которой рассмотрены конкретные способы и методы управления различными видами муниципальной собственности [4, С. 17].

    Итак, контроль над достижением эффективности  управления может осуществляться по следующим направлениям:

  • увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества;
  • своевременная разработка и принятие соответствующей нормативно-правовой базы;
  • сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы;
  • обеспечение полноты реестра объектов государственного недвижимого имущества.

      Решение задач эффективного управления муниципальной  собственностью на сегодняшний момент сводится, как правило, к учету  и размещению ее объектов в рамках экономического пространства территорий. При этом недооцениваются регулирующие функции государственного управления в системе отношений собственности, что снижает потенциал доходности государственной экономики [1, С. 21].

      Целями  такого управления должны стать одновременное повышение эффективности (экономической выгодности) и результативности (выполнения социальных функций) задействования всех имеющихся в распоряжении имущественных государственных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

      Государственная собственность как один из установленных Конституцией Российской Федерации видов собственности напрямую связана с государственными органами и структурами, существование которых обусловлено реализацией им публично-правовых функций.

      Предусмотрено, что управление федеральной и  субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

      Проблемы, связанные с соотнесением между  собой вопросов государственностью имущества, предназначенного для их реализации, а также с моментом возникновения обязанностей по содержанию того или иного имущества, продолжают возникать на местах, что в немалой степени затрудняет и без того нелегкую задачу по решению вопросов эффективного управления государственной собственностью.

      С развитием права государственной  собственности связывается сложная  проблема ее разграничения на право  федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления, самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

      Для более эффективного управления государственной  собственностью Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

      Однако  основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности осуществляют: специальный  федеральный орган по управлению государственным имуществом.

      По  содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

      Что же касается конкретных органов и  лиц, уполномоченных государственным  собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они  призваны участвовать.

      В заключение необходимо признать, что  проблема разграничения государственной собственности может быть усовершенствована в будущем двумя способами:

      - совершенствованием нормативной базы (необходимо, в частности, принятие федерального закона, предусмотренного пунктом 5 статьи 214 ГК РФ);

      - совершенствованием судебной практики посредством достижения ее единообразия и точного соответствия законодательству. 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

       

      1. Андреев В.К. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. - 1999. - №4.

      2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2004.

      3.    Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие под ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2002.

      4. Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5.

      5. Уткин Э.А. Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление – М.: Тандем.  2001.

      6.  Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник - МО. - М.: Экономистъ, 2005. 
 

Информация о работе Критерии эффек. управления гос. собственностью