Автор: Галина Смирнова, 02 Августа 2010 в 11:45, реферат
Государственная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях. Также актуальность темы настоящей контрольной работы, определена тем, что в процессе социально-рыночной трансформации экономики наиболее динамичными являются изменения отношений государственной собственности, что и составило основу рыночной реформы в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….4
1.1 Характеристика основных объектов государственной собственности……...5
2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………….8
2.1 Задачи механизма эффективного управления государственной
собственностью…………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………
1.1 Характеристика
основных объектов государственной собственности……...5
2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………….8
2.1 Задачи
механизма эффективного
собственностью…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Государственная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях. Также актуальность темы настоящей контрольной работы, определена тем, что в процессе социально-рыночной трансформации экономики наиболее динамичными являются изменения отношений государственной собственности, что и составило основу рыночной реформы в России.
Цель контрольной работы: оценить критерии эффективности управления государственной собственностью.
Для раскрытия цели сформулированы следующие задачи контрольной работы:
- раскрыть понятие и основные виды государственной собственности;
- исследовать характеристику основных объектов государственной собственности;
- оценить критерии эффективного управления государственной собственности;
- проанализировать задачи механизма эффективного управления государственной собственностью.
Предмет контрольной работы: понятие и основные виды государственной собственности.
Объект контрольной работы: критерии эффективного управления государственной собственности.
В
работе использовались общенаучные
методы исследования, такие как анализ
и синтез.
1. ПОНЯТИЕ
И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Государственная собственность означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
Особенностью государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы [1, С. 44].
Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).
Находящееся
в государственной
Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения [4, С. 15].
Главное
разделение форм права собственности
состоит в делении
1.1 Характеристика основных объектов государственной
собственности
В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:
- объекты, составляющие основу национального богатства страны;
- объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
- объекты оборонного производства;
- объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
- прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.
Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например [3, С. 87]:
- крупнейшие предприятия народного хозяйства;
- предприятия атомного и энергетического машиностроения;
- учреждения здравоохранения и народного образования;
- научно-исследовательские организации;
- предприятия телевидения и радиовещания и другие.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.
О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.
Крупное
деление объектов государственной
собственности может
Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.
Учитывая
федеративное устройство России и существование
двух уровней государственной
На
каждом уровне правомочия владения, пользования
и распоряжения распределены между
законодательными органами, соответствующими
министерствами и ведомствами, а
также местными органами самоуправления,
и реализуются через систему государственных
полномочий и функций управления.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Критерием
эффективности использования
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества [2, С. 89].
Система управления государственной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования недвижимости.
Критерием эффективности использования государственного имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.
Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования государственной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.
С
позиций первого аспекта
На основании оценки эффективности использования объектов государственной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).
Общим
основанием для планирования проведения
любого из перечисленных мероприятий
является определение реальной рыночной
стоимости объекта
Информация о работе Критерии эффек. управления гос. собственностью