Аристотель и его физиогномические положения

Автор: Елена Кузьмичева, 10 Августа 2010 в 10:47, реферат

Краткое описание

Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а также в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.

Содержание работы

Введение
I История искусства чтения лиц……………………………………………3
II Трактат Аристотеля……………………………………………………….4
III Вступление Аристотеля в его физиогномику…………………………..5
IV Определение физиогномики…………………………………………….9
VОбщие физиогномические признаки……………………………………..9
1От психического к физическому……………………………………….9
2Общие и частные состояния души…………………………………….11
VI Мужественные и женственные физиогномические типы…………….12
1Различие двух типов …………………………………………………...12
2 Наиболее яркие представители………………………………………12
VII Физиогномика отдельных частей и особенности человеческого тела.14
1 Отдельные члены и органы тела……………………………………..14
2Цвет тела………………………………………………………………..17
3Волосатость……………………………………………………………..18
4Голос……………………………………………………………………..19
VIII Физиогномика поведения………………………………………………19
1 Походка, телодвижение и движение глаз…………………………….20
2Рост………………………………………………………………………20
IX Заключение………………………………………………………………..

Содержимое архива - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю, когда губы сдвинуты, – такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты кверху – те благородны  может быть, у Аристотеля стояло наоборот: "неблагородные" это соотносится со свиньями. У кого губы толстые и верхняя губа выступает над нижней – тупые - это соотносится с ослами и обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются – бранчливые - это соотносится с собаками. У кого края ноздрей толстые – добродушны; это соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие – очень горячи по характеру; это соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые – велики душой; это можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны птицам. У кого конец носа толстый, – те тупые; это соотносится со свиньей. У кого горбатый нос начинается сразу ото лба, – те бестыжи; это соотносится с воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся ото лба, – велики душой; это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, – похотливы; это соотносится с петухами. Имеющие  плоский и курносый нос – похотливы; это соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые – гневливы; это восходит к состоянию, вызываемому гневом.

У кого лицо мясистое – добродушны; это соотносится с волом. У кого лицо сухое – осторожны, у кого мясистое – робки; это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо – малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое – ленивы; это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не большим; прилично, когда оно среднее. У кого лицо ничтожное – неблагодарны; это восходит к соответствующей черте. Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки – пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы припухлость. У кого глаза маленькие – малодушны; это восходит к соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, – злы; это соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные – глупые; это восходит к соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не впалые, но самое лучшее – среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые – смирны; это соотносится с волами. У кого лоб маленький – глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой – вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы - это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба тупы (может быть, у Аристотеля здесь стояло, наоборот: "чуткие", "проницательные", "понятливые"); это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу – велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб – гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно видеть, что, когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное – лесть, то подходящим будет среднее состояние. Имеющие нахмуренное лицо – угрюмы; это восходит к соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого потупленные глаза – печальны; это восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.

Имеющие большую голову – чувствительны; это соотносится с собаками. У кого маленькая голова – те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У кого голова сужается кверху – бесстыжие; это соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие – ослам; можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши" (6, 810 а 14 – 812 а 11).

2. Цвет человеческого тела.

"Слишком  смуглые робки; это соотносится  с египтянами, эфиопами. Слишком  белолицые [букв, "белые"] тоже робки: это соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть средним. Желтоволосые - смелы; это соотносится со львами. Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие неравномерную окраску – робкие; это восходит к состоянию, вызываемому страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, – холодны, а холодное замедлено в движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, – вялые. Красные быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие склонны к бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди. У кого на шее и висках раздутые вены – очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное происходит у раздраженных. У кого румянец на лице – стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у пристыженных розовеет лицо. У кого розовеют щеки – пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки. У кого краснеют глаза – вспыльчивы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза черные – робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого глаза светло-голубые или белесые – робки; известно, что белесый цвет обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие – смелы; это соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные; сравнивать с козами. У кого огненные – бесстыжи; сравнивать с собаками. У кого глаза светлые, нечистого цвета – робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми, неравномерной окраски. У кого глаза блестящие – похотливы; сравнивать с петухами и воронами" (812 а 12 – b 12).

3. Волосатость.

"У кого  волосатая голень – похотлив; это соотносится с козлами. У кого на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот. У кого совершенно безволосая грудь – бесстыжи; это соотносится с женщинами. Поэтому она должна быть не слишком волосата и не слишком безволоса: среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те тоже никогда не доводят дело до конца; это соотносится с птицами. Имеющие волосатый живот бесстыжи; это соотносится со зверями. У кого сзади волосатая шея – благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода, имеют ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови – угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови опущены книзу у носа и подняты кверху у висков – простоваты; это соотносится со свиньями. У кого волосы на голове торчат – робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных топорщатся волосы. У кого волосы слишком кудрявые – робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы головы выходят на лоб – неблагородны; это восходит к соответствующей черте, так как это явление свойственно рабам"

4. Голос.

"Кто  говорит низким громким голосом  – нахальны; это соотносится с ослами. Те, кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, – недовольные и жалобщики - это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, – извращенные; это соотносится с женщинами и восходит к соответствующей черте. Кто говорит громким, низким не надтреснутым голосом, сравнивается с сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит слабым, ненапряженным голосом – смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит высоким голосом и выкрикивает – страстен; сравнивать с козами"

Физиогномика  поведения

1. Походка, телодвижения и движение глаз.

а) "Кто  ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но исполнителен (telesticos), так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный – нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность. Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, деятелен, так как быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность. Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен"

б) "Что  касается движений кисти, локтя и  руки, они восходят к тому же самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех короткие локти ; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным движением – велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами. Согбенные телом и поношенные по своей наружности – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы – извращенные; это восходит к соответствующей черте"

в) "У  кого резкие движения глаз – вороваты; это соотносится с ястребами. Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого закатываются глаза – изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до середины глаза, и те, кто поднимает глаза ,зрачки к верхним векам, и томно смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает белок, те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в какую-нибудь мысль, то движение глаза прекращается" (b 18-30).

2. Рост.

"Маленькие  остры; поскольку движения крови  занимают небольшое место, то  движения очень быстро достигают  седалища ума. Слишком крупные  медлительны: поскольку движения  крови распространяются на большое пространство, движения медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет такой, какой бывает от теплоты в теле, – ничего не доводят до конца: так как движения в данном случае совершаются на малом пространстве, и из-за теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те из крупных ростом, у кого сырое тело, или такой цвет, какой бывает от холода, ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело, и цвет, какой бывает от холода, доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом пространстве, это уравновешивает затруднение движения от [низкой] температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты, завершают дело и восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета, вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела. Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей оказываются способными доводить дело до завершения и какие – неспособны, об этом сказано. [Человеческая] же природа, которая стоит в среднем положении к ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство, легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для восприятия"  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

С древнейших времен люди стремились по внешним  признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой "чтения" лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека...

Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности.

Считается, что  физиогномика зародилась во времена  Аристотеля и Гиппократа. Великий  философ применял ее для распознавания душевных качеств людей по внешним признакам, а великий врач пользовался ею для диагностики заболеваний. Аристотель считал, что душа и тело не существуют отдельно, а всегда влияют друг на друга. Душа следует телу и не остается сама по себе неподвижной при изменении тела. Например, при опьянении и болезни. И наоборот тело сопереживает состоянию души напримере любви и страха, горя и удовольствия. Аристотель считал, что при любом внутреннем состоянии можно достигнуть любого внешнего выражения лица которое не соответствует внутреннему состоянию. Он сравнивал черты лица людей и животных тем самым определял характер человека, а также определял характер по цвету тела, цвету глаз, по волосатости, голосу, походке, телодвижению и т.д. Аристотель считал, что не найти человека так уж прямо подобному зверю, но можно найти только такого который чем-то напоминает его. Весь род животных он делил на два типа мужественный и женственный приписывая соответствующие черты каждому типу у которых есть и сходные черты.

Итак физиогномика - учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Это учение возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему изначально предписано природой. Физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров, однако не имела научных оснований. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1 Античная физиогномика» Человек и общество в античном мире»М:1998 

2 « Тайные  знаки лица» Вельковер. Е, Вершинин.Б , М: 2002 

Информация о работе Аристотель и его физиогномические положения