Сотрудничество таможенных органов России и ЕС

Автор: Марина Юрченко, 17 Августа 2010 в 01:52, реферат

Краткое описание

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие развитию внешней торговли с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности, поэтому, выбранная тема может считаться актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...............3
1. Приоритетные направления таможенного и транспортного сотрудничество России и ЕС………...……...4
2. Взаимоотношения России и ЕС транспортной области………………….8
3. Предмет и система таможенного права ЕС……………………………….10
4. Таможенное право ЕС: актуальные аспекты……………………………...16
4.1. Программы развития и интеграции……………………………………...17
4.2. Неаполитанская конвенция……………………………………………....19
4.3. Особенности переходного периода……………………………………...20
4.4. Последствия для России………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………...27

Содержимое архива - 1 файл

эк-ка там дела.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      Положения Конвенции не противоречат и не замещают положения коммунитарного законодательства, применимого в отношении сотрудничества судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также какие-либо иные положения коммунитарного права, создающие более благоприятные условия для сотрудничества в вышеупомянутой области.

      В соответствии с Конвенцией, государства-члены  ЕС должны создать координирующий центр, который собирал бы всю необходимую  информацию, а также принимал бы заявки на оказание многосторонней (либо двусторонней) помощи в рамках положений Конвенции.

      В своей заявке заявитель обязан указать  всю необходимую информацию, касающуюся запроса: данные заявителя и его  полномочия, запрашиваемую меру пресечения, мотивировку необходимости запрашиваемой меры, затрагиваемые нормы права, краткий перечень фактов, имеющих отношение к данному делу.

      Как правило, сотрудничество между таможенными  администрациями осуществляется в  целях расследования, предотвращения либо ликвидации незаконного оборота таких товаров, как наркотики, взрывчатые и токсичные вещества, ядерные материалы и материалы, которые могут быть использованы для производства ядерного, биологического или химического оружия, а также товаров, представляющих собой особую культурную ценность. Помимо вышеперечисленного взаимодействие таможенных администраций направлено на предотвращение незаконного оборота налогооблагаемых товаров, которые правонарушители пытаются перемещать без уплаты каких-либо налогов, нанося тем самым существенный ущерб как национальным бюджетам, так и бюджету ЕС.[6]

      Контроль  за соблюдением положений Конвенции  возлагается на Суд ЕС. Он уполномочен  разрешать споры как между  отдельными государствами-членами  Союза, так и между этими государствами и Комиссией ЕС в отношении толкования или применения положений Конвенции.

      4.3. Особенности переходного периода

      Расширение  ЕС в мае 2004 года за счет вступления в него стран Восточной Европы и Балтии, с одной стороны, потребовало  приведения законодательства вступивших государств в соответствие с нормами европейского права, а с другой - привело к увеличению обязанностей, возложенных на таможенные органы Европейского союза. Для того чтобы процесс интеграции прошел более безболезненно, предусмотрен переходный период, по истечении которого нормы коммунитарного таможенного законодательства станут применяться единообразно на территории всех новых членов Содружества.

      С мая прошлого года таможенные органы вступивших в ЕС государств начали работать в таможенном режиме Союза. Государственные границы новых членов ЕС автоматически стали границами Евросоюза, а на их территории начал действовать принцип свободного перемещения товаров. В отношении новых членов ЕС применяются положения учредительных договоров ЕС, а также полный объем нормативных актов, разработанных в Содружестве на основе этих учредительных договоров (к примеру, Таможенный кодекс ЕС). С той же самой даты нормативно-правовые акты ЕС (включая учредительные договоры) применяются с учетом положений, предусмотренных Соглашениями о вступлении. Так, вносятся поправки е статью 205 (2) Договора о Европейском сообществе, распределяющую "вес" голосов в Совете ЕС при принятии решений квалифицированным большинством голосов.[7]

      Соглашение  о вступлении предусматривает ряд переходных мер, направленных на стимулирование товарооборота между старыми и новыми государствами-членами, а также между новыми государствами-членами и третьими государствами. В связи с тем, что невозможно предсказать препятствия, которые потенциально могут возникнуть в течение переходного периода, Соглашение о вступлении содержит набор положений, позволяющих делать исключения из норм европейского права на ограниченный период (статьи 37-42 Соглашения о вступлении).

      С момента присоединения на новые государства-члены распространяются все защитные меры (к примеру, антидемпинговые меры), действующие на территории Европейского союза в отношении третьих государств. В то же самое время прекращают свое действие меры аналогичного характера, применявшиеся новыми государствами-членами до вступления в ЕС в отношении третьих государств.

      Протокол 4 раздел 5 Соглашения о вступлении содержит перечень переходных мер в области  таможенного права, которые начинают действовать с момента присоединения  данного государства к ЕС. Среди них наиболее важными являются следующие основные принципы:

- в интересах стимулирования товаропотока сделки, исполнение которых началось до вступления государства в ЕС и завершается после вступления соответствующего государства, регулируются прежними нормами национального права;

- ряд сделок, завершенных после вступления государства в ЕС, но имеющих отношение к периоду времен до вступления (например, реимпорт), аналогичным образом регулируется прежним законодательством соответствующего государства.

      Стоит подчеркнуть, положения Протокола  предусматривают, что вышеперечисленные  принципы применяются исключительно  в отношении отдельных таможенных процедур или режимов. Во всех остальных  случаях в отношении товаров  применяется коммунитарное законодательство.

      Особое  внимание уделяется контролю за практическим применением принципа свободы перемещения  товаров по территории ЕС (уже в  расширенном составе) в отношении  продукции, которая была выпущена в  свободное обращение в новом  государстве-члене уже после его вступления в Союз. 

      4.4. Последствия для России

      В связи с расширением состава  участников Сообщества возник ряд сложностей, вызванных наличием устоявшихся  экономико-политических отношений  между новыми членами ЕС и третьими государствами, которые пользовались преференциальным статусом в отношении своей продукции. В сложившейся ситуации третьи страны столкнулись с необходимостью изменения условий торговли с присоединившимся к ЕС государствами.

      Особенно  болезненно это обстоятельство воспринято в нашей стране, учитывая ее исторически сложившиеся тесные торгово-экономические отношения с Восточной Европой и Балтией. Прогнозируется уменьшение торгового оборота и выдавливание российских товаров с рынков Центральной и Восточной Европы.

      Российская  сторона в ходе переговоров обозначила ряд наиболее важных проблем, разрешение которых позволит ей избежать тех потенциальных экономических убытков, которые могут быть вызваны вступлением бывших советских и российских экономических партнеров в Европейский Союз. Среди них - распространение соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС - РФ на все вступающие в Союз страны; урегулирование проблемы транзита грузов в Калининградскую область; достижение договоренности об ограничении субсидирования сельскохозяйственной отрасли вступивших государств.

      Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное в июне 1994 года и вступившее в силу с 1 декабря 1997, предусматривает режим наибольшего  благоприятствования, аналогичные  условия для аналогичных товаров  сторон, обеспечение свободы транзита, освобождение от импортных пошлин для временно ввозимых товаров. При этом СПС оговаривает возможность введения защитных мер, оспаривать справедливость которых Россия может только после полноправного вступления в ВТО. Автоматическое распространение СПС на вновь вступившие государства подразумевает применение по отношению к России режима наибольшего благоприятствования в торговле. Это касается и тарифной политики, и процедурных вопросов, причем режим благоприятствования обязаны соблюдать все члены Евросоюза.

      Что касается номенклатуры экспортно-импортных  товаров, то эксперты прогнозируют увеличение экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции из новых государств-членов ЕС, поскольку ряд предприятий  не сможет продавать свою продукцию  на территории Союза из-за несоответствия качества их товара действующим европейским стандартам.

      С мая 2004 года вступившие в ЕС государства  Восточной Европы и Балтии обязаны  выполнять все действующие против России в этом сообществе антидемпинговые  процедуры.

      Одна  из наиболее острых проблем - транзит российских грузов в Калининград. С момента присоединения новых государств российские перевозчики столкнулись с увеличением тарифов и изменением таможенных процедур.

      Третья  острая проблема - политика Евросоюза  в области сельского хозяйства. C расширением ЕС Россия получила новых сильных конкурентов в области сельскохозяйственного производства. При этом в ЕС уровень государственной поддержки сельского хозяйства в 40 раз выше, чем в России, а защитные пошлины больше в пять раз. В результате Европа закрыта для многих российских товаров.

      Подводя итоги, можно сделать такое заключение. Интенсивное развитие европейской  интеграции диктует необходимость  модернизации правовой базы, в том  числе в сфере таможенного  дела. При этом немаловажное внимание уделяется повышению конкурентоспособности Европейского союза как экономического объединения за счет упрощения процедуры экспорта и импорта товаров на его территорию.

      Развитие  интеграционных процессов в Европе, в особенности расширение состава  государств-участников, является предметом особого внимания третьих стран. Вступление традиционных экономических партнеров Российской Федерации в ЕС затронуло интересы целого ряда импортеров и экспортеров, имеющих деловые отношения со странами Восточной Европы и Балтии. В 2007 году ожидается дальнейшее расширение состава ЕС, и к этому должны готовиться все российские компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность со странами-кандидатами. 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Европейский союз и Россия обоюдно заинтересованы в создании условий для интеграции России в общее экономическое и социальное пространство в Европе. Евросоюз уже является основным партнером России в торговле, а Россия обеспечивает значительную часть поставок энергоносителей в Евросоюз. Европейские компании также осуществили значительные инвестиции в Россию.

      В первую очередь необходимо, чтобы  была создана функционирующая рыночная экономика. Недавний кризис в России стал подтверждением необходимости  целенаправленно искать решение  этой задачи. Очевидно, что основные усилия должны быть предприняты Россией в контексте всеобъемлющей и содержательной экономической программы, одобренной МВФ. Программа должна предусматривать, среди прочего, решение проблем реструктуризации предприятий, государственных финансов, банковской системы и “корпоративного управления”. Евросоюз готов обеспечивать содействие в этих рамках.

      Евросоюз  полагает, что правовое государство  является предпосылкой развития рыночной экономики, несущей новые возможности  и выгоды для всех граждан России. Развитие России и ее будущее процветание зависят прежде всего и в основном от продуманной внутренней политики и управления экономикой, для чего требуется установление справедливых и транспарентных законодательных и административных рамок, а также необходимых институтов. Привлечение внутренних и иностранных инвестиций, объем которых значительно возрос бы по мере расширения выхода России на международные финансовые рынки, играет ключевую роль в ее развитии. Евросоюз будет и далее поддерживать Россию в развитии и адаптации экономической политики, что важно для укрепления доверия, необходимого для роста внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований иностранных кредиторов.

      Евросоюз  привержен интеграции России в европейскую  и мировую экономику. В этом контексте Евросоюз будет поддерживать усилия России по выходу на уровень требований, предъявляемых к членству в ВТО. Он также будет изучать возможности создания необходимых условий – в дополнение к присоединению к ВТО – для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Постепенное сближение законодательства и стандартов между Россией и Европейским союзом в соответствии с СПС будет способствовать созданию общего экономического пространства.

      Наконец, в процессе создания рыночной экономики  должны учитываться социальные аспекты переходного периода и потребности российского населения, особенно тех людей, которые находятся в наиболее трудном положении. ЕС готов предоставить свой опыт и активизировать обмены в этой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов России и ЕС