Сотрудничество таможенных органов России и ЕС

Автор: Марина Юрченко, 17 Августа 2010 в 01:52, реферат

Краткое описание

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие развитию внешней торговли с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности, поэтому, выбранная тема может считаться актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...............3
1. Приоритетные направления таможенного и транспортного сотрудничество России и ЕС………...……...4
2. Взаимоотношения России и ЕС транспортной области………………….8
3. Предмет и система таможенного права ЕС……………………………….10
4. Таможенное право ЕС: актуальные аспекты……………………………...16
4.1. Программы развития и интеграции……………………………………...17
4.2. Неаполитанская конвенция……………………………………………....19
4.3. Особенности переходного периода……………………………………...20
4.4. Последствия для России………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………...27

Содержимое архива - 1 файл

эк-ка там дела.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      Однако не весь круг таможенных правоотношений охвачен правовой регламентацией на уровне ЕС – некоторые виды этих правоотношений по-прежнему регулируются национальным законодательством государств-членов.

      Итак, что же входит в предмет правового  регулирования таможенного права ЕС, являясь исключительным предметом ведения Европейского Союза? Анализ правовых норм, содержащихся в источниках европейского права, позволяет сделать вывод о том, что предмет европейского таможенного права охватывает следующие 5 групп общественных отношений:

      1) отношения между ЕС и государствами-участниками  ЕС по устранению и недопущению  установления в торговле между  государствами-участниками ЕС таможенных  пошлин, импортных сборов и иных  платежей, имеющий сходный эффект, а также количественных ограничений экспорта и импорта;

      2) отношения между ЕС и государствами-участниками  ЕС по установлению единой  таможенной территории ЕС и  установлению и порядку изменения  единого для всех государств-участников  ЕС таможенного тарифа, применяемого  в торговле с третьими странами (странами, не входящими с состав ЕС);

      3) отношения между ЕС и государствами-участниками  ЕС по установлению единых  для всех стран ЕС принципов  перемещения товаров через таможенную  границу ЕС, включая установление  единой товарной номенклатуры, единых правил определения страны происхождения товаров, единых таможенных процедур (включая правила таможенного оформления товаров, помещения товаров под определенные таможенные режимы), правил определения размера и порядка взимания таможенных пошлин, возникновения и оплаты (либо возврата) таможенного долга;

      4) отношения между таможенными  органами государств ЕС и лицами, перемещающими товары и транспортные  средства через таможенную границу  ЕС, возникающие в связи с указанным  перемещением;

      5) отношения между таможенными органами государств ЕС и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу ЕС по поводу подачи жалобы (апелляции) указанными лицами на действия и решения таможенных органов, за исключением действий и решений, осуществленных и принятых на основании уголовно-правовых норм.[9]

      Необходимо последовательно рассмотреть, в свою очередь, правовое регулирование каких сфер общественных отношений в области таможенного дела относится к компетенции государств-членов ЕС. Это следующие таможенные правоотношения, не охватываемые правовыми нормами европейского таможенного права:

      1) связанные с ввозом на территорию  государства-члена ЕС и вывозом  с его территории, а также транзитом:

      - оружия и боеприпасов;

      - товаров военного назначения,

      - культурных ценностей,

      - медикаментов,

      - неядерных отходов промышленного  производства,

      - товаров, в отношении которых,  государства-члены праве устанавливать  ограничения или запрещения ввоза,  вывоза и транзита в порядке,  предусмотренном ст. 30 Договора о Европейском Сообществе (например, некоторых видов печатной и видеопродукции - по мотиву защиты общественной морали (ст. 2 bis, ter Таможенного Кодекса Французской Республики);

      2) связанные с установлением и  порядком взимания различных  специализированных сборов (морской ввозной пошлины, которой облагаются товары, ввозимые на французские заморские территории и департаменты) и автомобильных, портовых, аэропортовых и иных сборов, основанных, например, на технических характеристиках автомобильных, водных и воздушых транспортных средств, а не на свойствах товаров (установление которых не нарушает положения ст.23 Договора о Европейском Сообществе и в соответствии со сложившейся практикой Суда ЕС допускается);

      3) связанные с порядком организации  системы таможенных органов каждого государства-члена ЕС, определения их задач, функций, полномочий должностных лиц таможенных органов;

      4) связанные с установлением мер  ответственности и порядка привлечения  к ней за нарушение таможенных  правил (установленных уже, в свою очередь, на уровне ЕС), а также порядок рассмотрения таможенных споров. В каждом из государств ЕС виды и меры ответственности за нарушение одних и тех же единых для всех членов ЕС таможенных правил, а также процедура привлечения к этой ответственности существенно отличаются. Так, в Голландии существуют специализированные таможенные суды; во Франции большое число нарушений таможенного законодательства - уголовно наказуемо, в то время как в ФРГ некоторые из тех же самых деяний образуют состав лишь административных правонарушений.[9]

      Таково  «горизонтальное» соотношение таможенного  права ЕС и национального таможенного  права. «Вертикальное» же соотношение  обусловлено природой права ЕС, нормы  которого имеют прямое действие и  безусловный приоритет по юридической  силе над нормами национального права государств-членов ЕС.

      Большинством  западно-европейских ученых таможенное право не признается пока еще самостоятельной  отраслью права в том значении, в каком ими являются, например, трудовое или налоговое право, однако некоторые из них полагают, что именно особый, специфический характер таможенного права обосновывает допустимость признания его полноправной самостоятельной отраслью публичного права, включающей в себя три таких подотрасли как фискальное таможенное право, экономическое таможенное право, а также совокупность норм, регулирующих порядок разрешения таможенных споров и применение ответственности за нарушения таможенного законодательства.

      При изучении таможенного права ЕС необходимо различать в его системе две подотрасли, существенно отличающихся друг от друга по предмету и методу правового регулирования, источникам правовых норм, но в своем единстве регулирующих два основополагающих аспекта таможенных отношений в ЕС:

  1. организационно-базисный аспект таможенного права ЕС – совокупность норм первичного и вторичного права ЕС, регулирующих отношения между ЕС и государствами-членами ЕС по поводу реализации единой таможенной политики ЕС как внутри Таможенного союза ЕС, так и в отношениях с третьими странами;
  2. функциональный аспект таможенного права ЕС - совокупность норм первичного и вторичного права ЕС, а также норм национального таможенного права государств-членов ЕС, регулирующих общественные отношения между таможенными органами государств-членов ЕС и физическими и юридическими лицами по поводу перемещения указанными лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕС.[7]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Таможенное право ЕС: актуальные аспекты 

      19 апреля 2005 г. в рамках Соглашения  о партнерстве и сотрудничестве  состоялась встреча представителей  Федеральной таможенной службы  России и подразделений Европейской  комиссии, посвященная подробному  обсуждению вопросов таможенного  и трансграничного сотрудничества. Данное совещание было весьма полезным и успешным. Состоялся обмен мнениями по ряду вопросов таможенного дела, представляющим взаимный интерес, а также необходимый обмен информацией технического характера.

      Было  достигнуто согласие о необходимой  технической основе, позволяющей российской таможенной службе разработать план действий по созданию в Российской Федерации новой системы таможенного транзита. Новая планируемая система российского таможенного транзита будет совместимой с системой таможенного транзита ЕС и будет технически весьма схожей с Новой компьютеризированной транзитной системой, используемой в ЕС. Новая автоматизированная система позволит участникам ВЭД подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронные уведомления об успешном окончании или не окончании процедуры транзита.

      Этот  важный шаг прокладывает путь к установлению взаимосвязи транзитных систем России и ЕС, что является одной из ключевых задач в области таможенного  дела в соответствии с Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и, в особенности, с Совместным заявлением о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС от 27 апреля 2004 г. Данный шаг окажет исключительно благотворное влияние на развитие торговли товарами между ЕС и Россией. Он нацелен на создание возможностей использования деловыми кругами одной и той же информации для подачи электронных транзитных деклараций в ЕС и в России.

      Кроме этого, достигнуто согласие о дальнейшем сотрудничестве в области перемещения  товаров и инвестиций через границу с целью его упрощения, а также повышения эффективности таможенного контроля для обеспечения сбора пошлин и налогов и повышения безопасности цепи поставок ЕС и России. [4]

      Достигнута  договоренность об интенсификации сотрудничества в деле борьбы с контрафактной продукцией и в области подходов к обеспечению безопасности.

      Европейский союз, как известно, крупнейший торговый партнер России. Интеграционные процессы, которые развиваются в нем  в последнее время, оказывают  непосредственное влияние и на внешнеэкономические связи нашей страны, поэтому изменения таможенного законодательства ЕС представляют вполне практический интерес для российских таможенников и предпринимателей. 

      4.1. Программы развития и интеграции

      Среди основных программ основополагающую роль сыграла "Программа-2000", совместно разработанная и принятая Европейским Парламентом и Советом (Решение 210/97/ЕС) 19 декабря 1996 года. В качестве первоочередных задач программой определены: обеспечение единообразного применения законодательства ЕС (коммунитарного законодательства), общих подходов; защита интересов граждан Евросоюза, а также участников внешнеэкономической деятельности, действующих на его территории; предотвращение неправомерных действий, мошенничества и незаконного товарооборота; повышение эффективности национальных таможенных органов; развитие сотрудничества между таможенными органами государств-членов ЕС, а также между национальными таможенными органами и Комиссией Евросоюза. Во временном плане программа была рассчитана на 5 лет (с января 1996 по декабрь 2000 года).

      Однако  в 2000 году срок действия программы был  продлен до 31 декабря 2002 года (Решение 105/2000/ЕС). В качестве дополнительных приоритетов была определена необходимость  компьютеризации системы транзита по территории Европейского сообщества.[6]

      В 2002 году появилась острая необходимость - заменить действовавшие в тот  момент и устаревшие по своему содержанию программы на кардинально новую. Таковой стала "Программа-2007" (Решение 253/2003/ЕС). Программа рассчитана на период с 1 января 2003 по 31 декабря 2007 года. Ее основная задача заключается в том, чтобы ускорить компьютеризацию таможенных органов и рационализировать проводимые ими операции.

      Программа учитывает расширение состава ЕС за счет ряда государств Восточной  Европы и Балтии, в связи с чем особо акцентирует внимание на необходимости предусмотреть набор практических мер, посредством которых новые члены Союза смогли бы взять на себя обязательства, вытекающие из коммунитарного права Сообщества. Программа подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в борьбе с мошенничеством и действий, направленных на снижение затрат компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

      В целях ускорения развития интеграционных процессов в области таможенного  права "Программа-2007" предусматривает координацию действий в реализации основных задач, поставленных перед внутренним рынком Сообщества, повышение уровня взаимодействия таможенных органов до такой степени, чтобы можно было добиться одинакового результата на всей территории Европейского союза.

      Необходимость дальнейшего развития таможенного  права программа увязывает с  ролью ЕС в мировой экономике. Отмечается, в частности, что в  связи с процессом глобализации необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность  товаров, произведенных на территории Союза, а также обеспечить защиту финансовых интересов Сообщества.

      ЕС  уделяет большое внимание упрощению  системы перемещения товаров  через свои внешние границы, в  том числе за счет снижения расходов участников ВЭД. Данные мероприятия, несомненно, приведут к стимулированию как экспорта, так и импорта и в целом повысят экономическую конкурентоспособность Европейского союза. 

      4.2. Неаполитанская конвенция

      Важную  роль в регламентировании методов  сотрудничества таможенных органов  играет Неаполитанская конвенция, разработанная в 1997 году. Конвенций направлена на укрепление механизмов взаимодействия таможенных органов при выявлении и предотвращении нарушений таможенного законодательства, а также при преследовании и наказании за подобные нарушения, как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов России и ЕС