Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы

Автор: Динара Бахтеева, 17 Августа 2010 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового регулирования разрешительной системы в сфере частной детективной и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др.

Содержимое архива - 1 файл

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

Данное положение  нельзя признать удовлетворительным, поскольку эффективная реализация мер административной ответственности  может внести свой вклад в дело укрепления правопорядка в сфере  частной детективной и охранной деятельности, под которой в соответствии с действующим законодательством  понимается деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг  физическим и юридическим лицам  предприятиями, имеющими специальное  разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Административная  ответственность в сфере частной  детективной и охранной деятельности - это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения в соответствующей сфере. За нарушение  законодательства о частной детективной  и охранной деятельности предусматривается, как правило, такое наказание, как  административный штраф (ст. ст. 20.16, 20.24 КоАП РФ).

Административная  ответственность в сфере частной  детективной и охранной деятельности реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций  норм Особенной части КоАП России.

Административная  ответственность представляет собой  разновидность юридической ответственности  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения лицом требований норм административного  законодательства, выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. Административной ответственности  присущи общие признаки юридической  ответственности. Вместе с тем административная ответственность характеризуется  своеобразным проявлением этих признаков. Административная ответственность  представляет собой государственное  принуждение в виде применения установленных  законодательством об административных правонарушениях наказаний за совершение административных правонарушений. Административная ответственность сопровождается порицанием противоправного поведения физического, должностного или юридического лица от имени государства в лице его  уполномоченных на то органов - судей, мировых судей, органов и должностных  лиц - субъектов административной юрисдикции.

Административная  ответственность является правовой ответственностью, наступающей за административные правонарушения, совершенные в различных  отраслях и сферах жизнедеятельности. Законодательство об административных правонарушениях охраняет не только нормы административного права, но и нормы конституционного, финансового, экологического и других отраслей права. Административная ответственность, в  отличие от других видов юридической  ответственности, устанавливается  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях. Следует сказать, что меры административной ответственности, применяемые в сфере частной  детективной и охранной деятельности, устанавливаются только федеральным  законодательством. 

КоАП России содержит в себе ряд составов, предусматривающих  административную ответственность  за нарушения законодательства о  частной детективной и охранной деятельности, в частности ст. 17.12 предусматривает административную ответственность лица, имеющего специальное  разрешение (лицензию) на осуществление  частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, за незаконное ношение  форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных  организаций, правоохранительных или  контролирующих органов (ч. 2).

Ст. 20.16 КоАП предусматривает  административную ответственность  за незаконную частную детективную  или охранную деятельность. Незаконность частной детективной или охранной деятельности может проявляться  в осуществлении данной деятельности без специального разрешения (лицензии), создании в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии), осуществлении негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной  или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии). Незаконность частной  детективной или охранной деятельности может также проявляться в  оказании частных детективных или  охранных услуг либо услуг, не предусмотренных  законом, или с нарушением требований, предусмотренных законом.

Ст. 20.24 КоАП РФ предусматривает  ответственность за незаконное использование  специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной  детективной или охранной деятельности.

К субъектам, которые  реализуют меры административной ответственности  в сфере частной детективной  и охранной деятельности, относятся  судьи, а также органы внутренних дел и др.

В отличие от уголовной  ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания  и более коротким сроком давности. Следует сказать, что УК РФ предусматривает  ответственность за правонарушения, представляющие повышенную общественную опасность. В частности, ст. 203 УК РФ предусматривает уголовную ответственность  за превышение полномочий служащими  частных охранных или детективных  служб, ч. 2 данной статьи предусматривает  ответственность, если превышение полномочий повлекло тяжкие последствия.

От дисциплинарной ответственности в сфере частной  детективной и охранной деятельности административная ответственность  отличается тем, что она не связана  с подчиненностью, служебными отношениями  субъекта, применяющего меры административной ответственности, и правонарушителя  и наступает не за совершение дисциплинарного  проступка, а за административное правонарушение.

Отличие административной ответственности в сфере частной  детективной и охранной деятельности от гражданско-правовой ответственности  состоит в том, что она, как  правило, связана с причинением  имущественного ущерба или морального вреда. 

Административная  ответственность в сфере частной  детективной и охранной деятельности может наступать и без причинения имущественного ущерба. Административная ответственность в сфере частной  детективной и охранной деятельности базируется на принципах законности; отсутствия ответственности без вины; целесообразности ответственности; неотвратимости ответственности; индивидуализации мер административной ответственности.

Основание освобождения от административной ответственности  в сфере частной детективной  и охранной деятельности следует  отличать от обстоятельств, исключающих  неправомерность действия или бездействия, а также нахождения лица во время  совершения правонарушения в состоянии  невменяемости. 

Несмотря на то что  в сфере частной детективной  и охранной деятельности совершается  большое количество административных правонарушений, тем не менее данных правонарушений выявляется незначительное количество. Так, по данным ГИАЦ МВД  России, в 2006 г. подразделениями лицензионно-разрешительной работы было выявлено 13653 административных правонарушения в сфере осуществления  частной детективной и охранной деятельности. По данным лицензионно-разрешительного  управления Департамента охраны общественного  порядка МВД России, в 2005 г. выявлено свыше 40 тыс. (+ 17%) нарушений законодательства об охранно-сыскной деятельности и  обороте оружия. Более 13,8 тыс. работников (+ 30%) привлечено к административной ответственности, прекращено функционирование 760 охранных предприятий и служб  безопасности юридических лиц <2>.

--------------------------------

<2> См.: Маликов  А.А. Актуальные проблемы осуществления  государственного контроля за  частной детективной и охранной  деятельностью // Вестник МВД России. 2005. N 6. С. 32. 

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что частные  детективные и охранные структуры, а также службы собственной безопасности хозяйствующих субъектов не в  полной мере справляются с обеспечением безопасности предпринимательской  деятельности, а также защитой  прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В настоящее время  принят целый ряд нормативных  правовых актов, предписания которых  направлены на обеспечение правопорядка в сфере частной детективной  и охранной деятельности. В качестве примера можно привести Постановление  Правительства Российской Федерации  от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной  детективной и охранной деятельности", Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. N 1105 "О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной  детективной и охранной деятельностью", Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации  работы по лицензированию и осуществлению  органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. 

Большое количество нормативных правовых актов, содержащих в себе нормы административного  права, направленных на регулирование  общественных отношений в сфере  частной детективной и охранной деятельности, обуславливает необходимость  в их систематизации в одном документе, новом законодательном акте, который  будет определять режим функционирования института частной детективной  и охранной деятельности.

Данное положение  может способствовать более эффективному применению предписаний КоАП РФ в  части обеспечения правопорядка в сфере осуществления частной  детективной и охранной деятельности.

Правоотношения в  ходе осуществления частной детективной  и охранной деятельности порождаются  не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят  противоправный характер. В этой связи  граждане и юридические лица вынуждены  прибегать к восстановлению или  защите своих нарушенных прав.

Право жалобы играет важную роль в соблюдении законодательства о частной детективной и охранной деятельности, так как, с одной  стороны, стоит на защите прав субъектов, осуществляющих данную деятельность, а с другой - помогает устранить  ошибки и нарушения действующего законодательства, допускаемые должностными лицами органов внутренних дел.  

Если административно-правовые средства защиты прав физических и  юридических лиц не дали положительного результата, то возможно использовать судебные средства защиты. Судебный контроль в исследуемой сфере может  проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль может осуществиться  за деятельностью должностных лиц  органов внутренних дел; во-вторых, судебный контроль можно осуществлять за законностью административных решений, принимаемых должностными лицами органа внутренних дел.

Кроме судебных и  административных средств защиты прав граждан и юридических лиц, необходимо активнее внедрять в действующее  законодательство элементы самозащиты. Элементы самозащиты прав граждан в  механизме реализации института  частной детективной и охранной деятельности могут проявляться  в следующем. Согласно Закону "Об оружии" продление срока действия разрешения на приобретение оружия осуществляется в порядке, предусмотренном для  получения лицензии на приобретение оружия (ст. 12). Заявление о выдаче лицензии рассматривается органами внутренних дел в течение месяца со дня его подачи (ст. 9), если орган  внутренних дел не уложился в отведенный законом срок на принятие решения, то срок действия разрешения на приобретение оружия считается автоматически  продленным.

В завершение исследования административных правоотношений в  механизме правового регулирования  частной детективной и охранной деятельности можно сказать, что  без данного элемента эффективная  реализация рассматриваемого института  была бы невозможна. Совершенствование  механизма реализации правоотношений в процессе осуществления частной  детективной и охранной деятельности будет способствовать укреплению законности и правопорядка в механизме осуществления  позитивной административной деятельности, которая так же, как и другие виды деятельности, которые осуществляются органами исполнительной власти, носит  правоохранительный характер.

Информация о работе Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы