Автор: Динара Бахтеева, 17 Августа 2010 в 15:27, курсовая работа
Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового регулирования разрешительной системы в сфере частной детективной и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др.
В.Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел, на:
- юрисдикционные;
- контрольно-надзорные;
- отношения, связанные с обеспечением разрешительной системы;
- с охраной собственности;
- с обеспечением
безопасности дорожного
Г.И. Петров дает развернутую классификацию административных правоотношений. В частности, Г.И. Петров классифицирует административные правоотношения:
- по их конкретному социальному содержанию;
- по их характеру;
- по занимаемому месту в их системе;
- по территории их распространения;
- по времени их деятельности;
- по соотношению прав и обязанностей,
- по характеру
порождающих их фактов.
Данную классификацию можно признать классической в научной литературе по административному праву.
А.П. Коренев классифицирует административные правоотношения:
- в зависимости
от соотношения прав и
- по содержанию
административные
- по характеру
порождающих их юридических
- по способу защиты
административные
Вышеназванные классификации
вполне приемлемы для изучения правоотношений,
возникающих в механизме
В.Д. Сорокин предложил
концепцию административно-
- по содержанию;
- по видам административного производства;
- по отраслевой
принадлежности
- по соотношению
прав и обязанностей их
Административно-процессуальные
отношения, как показало исследование,
играют важную роль в механизме правового
регулирования частной
Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С.Б. Абулгазиным. В частности, С.Б. Абулгазин классифицирует административные правоотношения в сфере общественного порядка:
- по содержанию;
- по специфике правовой регламентации;
- по соотношению
прав и обязанностей
- по формам реализации
административно-правовых норм
- по характеру фактов, порождающих административные правоотношения,
- по формам защиты
административных
В механизме реализации
административно-правового
По содержанию данные
отношения могут быть административно-
Административные
правоотношения материального характера,
возникающие в механизме
Так, Приказ МВД России
от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения
органами внутренних дел Российской
Федерации периодических
Выдача лицензии осуществляется в определенной административной процедуре, которая включает в себя следующие стадии:
- возбуждение производства по административному делу;
- рассмотрение
- принятие решения по административному делу;
- исполнение решения по административному делу;
- пересмотр решения
по административному делу.
Важное значение
в механизме административно-
В большинстве случаев
отношения власти-подчинения - это
такие отношения, которые складываются
в связи с осуществлением юрисдикционной
и контрольно-надзорной
Как подметил Р.И. Денисов,
"...административный надзор является
функцией межотраслевого управления,
имеющей своим содержанием
Должностные лица, уполномоченные
осуществлять контроль за деятельностью
частных детективных и охранных
предприятий (объединений, ассоциаций),
образовательных учреждений и служб
безопасности, вправе требовать от
них в рамках своей компетенции
представления соответствующих
документов и получать письменную или
устную информацию, необходимую для
выполнения контрольных функций. Отношения,
возникающие в ходе контрольно-надзорной
деятельности органов исполнительной
власти, вносят важный вклад в дело
обеспечения законности и защиты
прав граждан в ходе осуществления
частной детективной и охранной
деятельности. Подтверждают данный тезис
следующие цифровые данные. Так, по
данным МВД России, за 6 месяцев 2007 г.
выявлено 38 тыс. различных нарушений,
в том числе правил оборота
оружия и конституционных прав граждан,
740 предприятий лишились лицензий. К
административной и уголовной ответственности
привлечены 17 тыс. человек. 22 тыс. лишены
права на занятие частной сыскной
и детективной деятельностью. В
течение пяти лет зафиксировано
800 случаев участия частных
По мнению П.В. Иванова,
контроль в сфере осуществления
частной детективной и охранной
деятельности следует рассматривать
как способ обеспечения безопасности
граждан, государства и общества
при предоставлении надлежащего
качества охранно-сыскных услуг
частными детективами и охранниками.
На наш взгляд,
контроль в сфере осуществления
частной детективной и охранной
деятельности направлен на обеспечение
безопасности личности, общества и
государства в сфере
Контрольные мероприятия,
проводимые подразделениями лицензионно-
Так, по данным лицензионно-разрешительного
управления Департамента охраны общественного
порядка МВД России, за 10 дней комплексной
оперативно-профилактической операции
"Щит-2005" (март - апрель 2005 г.) за нарушение
требований законодательства о частной
детективной и охранной деятельности
более 3,5 тыс. руководителей и работников
частных охранно-сыскных
------------------------------
<1> См.: Маликов
А.А. Актуальные проблемы
Далее необходимо несколько
слов сказать о юрисдикционных правоотношениях,
которые возникают в механизме
административно-правового
Говоря об административной
ответственности в сфере