Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы

Автор: Динара Бахтеева, 17 Августа 2010 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового регулирования разрешительной системы в сфере частной детективной и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др.

Содержимое архива - 1 файл

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

В.Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения, возникающие  в деятельности органов внутренних дел, на:

- юрисдикционные;

- контрольно-надзорные;

- отношения, связанные  с обеспечением разрешительной  системы;

- с охраной собственности;

- с обеспечением  безопасности дорожного движения  и др.  

Г.И. Петров дает развернутую  классификацию административных правоотношений. В частности, Г.И. Петров классифицирует административные правоотношения:

- по их конкретному  социальному содержанию;

- по их характеру;

- по занимаемому  месту в их системе;

- по территории  их распространения;

- по времени их  деятельности;

- по соотношению  прав и обязанностей,

- по характеру  порождающих их фактов. 

Данную классификацию  можно признать классической в научной  литературе по административному праву.

А.П. Коренев классифицирует административные правоотношения:

- в зависимости  от соотношения прав и обязанностей  их участников;

- по содержанию  административные правоотношения  дифференцируются на материальные  и процессуальные;

- по характеру  порождающих их юридических фактов  административные отношения подразделяются  на охранительные и регулятивные;

- по способу защиты  административные правоотношения  подразделяются на защищаемые  в судебном порядке и защищаемые  в административном порядке. 

Вышеназванные классификации  вполне приемлемы для изучения правоотношений, возникающих в механизме административно-правового  регулирования частной детективной  и охранной деятельности.

В.Д. Сорокин предложил  концепцию административно-процессуальных отношений. Административно-процессуальные отношения, по мнению В.Д. Сорокина, это  такие урегулированные правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных конкретных дел в  сфере государственного управления исполнительными органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, а в предусмотренных  законом случаях - иными государственными органами. В.Д. Сорокин классифицирует административные правоотношения по следующим  основаниям: 

- по содержанию;

- по видам административного  производства;

- по отраслевой  принадлежности корреспондирующих  материальных правоотношений;

- по соотношению  прав и обязанностей их участников. 

Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в механизме правового  регулирования частной детективной  и охранной деятельности. Данные правоотношения проявляют себя при осуществлении  разрешительной системы, контроля за соблюдением  режима частной детективной и  охранной деятельности и др.

Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С.Б. Абулгазиным. В частности, С.Б. Абулгазин классифицирует административные правоотношения в сфере общественного  порядка:

- по содержанию;

- по специфике  правовой регламентации;

- по соотношению  прав и обязанностей участников  административных правоотношений;

- по формам реализации  административно-правовых норм посредством  административных правоотношений;

- по характеру  фактов, порождающих административные  правоотношения,

- по формам защиты  административных правоотношений. 

В механизме реализации административно-правового регулирования  частной детективной и охранной деятельности возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп.

По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными  и материальными, по соотношению  прав и обязанностей отношения могут  быть вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических  фактов делятся на отношения, порождаемые  позитивными действиями, и отношения, которые порождаются в связи  с совершением правонарушения. Кроме  того, административные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, могут быть дифференцированы по способу защиты.

Административные  правоотношения материального характера, возникающие в механизме регулирования  частной детективной и охранной деятельности, регламентируются материальными  нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации института частной детективной  и охранной деятельности, регламентируются процессуальными нормами административного  права.

Так, Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических  лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в  условиях, связанных с применением  огнестрельного оружия и специальных  средств" определяет процессуальный порядок выдачи соответствующих  лицензий. Лицензия на осуществление  негосударственной (частной) сыскной  деятельности выдается уполномоченными  подразделениями и органами внутренних дел в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. Для получения лицензии на осуществление  сыскной деятельности соискатель лицензии представляет в уполномоченное подразделение  органа внутренних дел заявление  о предоставлении лицензии с приложением  документов и материалов, установленных  законодательными и иными нормативными правовыми актами. Орган внутренних дел проводит проверку представленных заявления и документов, регистрирует, рассматривает и в установленном  порядке принимает решение о  выдаче лицензии.

Выдача лицензии осуществляется в определенной административной процедуре, которая включает в себя следующие стадии:

- возбуждение производства  по административному делу;

- рассмотрение административного  дела;

- принятие решения  по административному делу;

- исполнение решения  по административному делу;

- пересмотр решения  по административному делу. 

Важное значение в механизме административно-правового  регулирования частной детективной  и охранной деятельности принадлежит  отношениям, которые связаны с  соотношением прав и обязанностей их участников, а также по характеру  порождающих их юридических фактов. В ходе осуществления частной  детективной и охранной деятельности имеют место как горизонтальные административные отношения, в частности, они проявляют себя, когда гражданин  или юридическое лицо обращается в орган внутренних дел с соответствующим  заявлением и должностные лица органа внутренних дел обязаны его принять  и провести соответствующую работу, вертикальные отношения проявляют  себя при осуществлении контрольных  мероприятий.

В большинстве случаев  отношения власти-подчинения - это  такие отношения, которые складываются в связи с осуществлением юрисдикционной и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

Как подметил Р.И. Денисов, "...административный надзор является функцией межотраслевого управления, имеющей своим содержанием охрану специальных объектов с целью  удержания их в заданном состоянии  и обеспечения условий для  последующего управляющего воздействия  на них. Поскольку запрограммированное  состояние объектов представляет собой  их правовой режим, постольку административный надзор является разновидностью правоохранительной деятельности, входящей в систему  способов обеспечения законности в  государственном управлении". 

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью  частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб  безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции  представления соответствующих  документов и получать письменную или  устную информацию, необходимую для  выполнения контрольных функций. Отношения, возникающие в ходе контрольно-надзорной  деятельности органов исполнительной власти, вносят важный вклад в дело обеспечения законности и защиты прав граждан в ходе осуществления  частной детективной и охранной деятельности. Подтверждают данный тезис  следующие цифровые данные. Так, по данным МВД России, за 6 месяцев 2007 г. выявлено 38 тыс. различных нарушений, в том числе правил оборота  оружия и конституционных прав граждан, 740 предприятий лишились лицензий. К  административной и уголовной ответственности  привлечены 17 тыс. человек. 22 тыс. лишены права на занятие частной сыскной  и детективной деятельностью. В  течение пяти лет зафиксировано 800 случаев участия частных охранников в незаконном захвате собственности. Контроль является необходимым административно-правовым средством обеспечения правопорядка в сфере осуществления частной  детективной и охранной деятельности. Как отмечает В.И. Садчиков, контроль органов внутренних дел за частными детективными и охранными предприятиями - это самостоятельный вид административной деятельности органов внутренних дел, имеющий специализированную направленность и осуществляемый в целях проверки законности организации и функционирования частных детективных и охранных предприятий, а также обеспечения реального взаимодействия с ними в области охраны правопорядка. 

По мнению П.В. Иванова, контроль в сфере осуществления  частной детективной и охранной деятельности следует рассматривать  как способ обеспечения безопасности граждан, государства и общества при предоставлении надлежащего  качества охранно-сыскных услуг  частными детективами и охранниками. 

На наш взгляд, контроль в сфере осуществления  частной детективной и охранной деятельности направлен на обеспечение  безопасности личности, общества и  государства в сфере функционирования разрешительной системы. Контроль в  рассматриваемой сфере является гарантией законности и правопорядка, посредством контрольных мероприятий  осуществляется предупреждение и пресечение правонарушений со стороны сотрудников  и предприятий, осуществляющих частную  детективную и охранную деятельность.

Контрольные мероприятия, проводимые подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел в  отношении субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, достаточно часто дают положительные результаты, которые  свидетельствуют о том, что до достижения необходимого уровня правопорядка в данной сфере еще очень далеко.

Так, по данным лицензионно-разрешительного  управления Департамента охраны общественного  порядка МВД России, за 10 дней комплексной  оперативно-профилактической операции "Щит-2005" (март - апрель 2005 г.) за нарушение  требований законодательства о частной  детективной и охранной деятельности более 3,5 тыс. руководителей и работников частных охранно-сыскных предприятий  и служб безопасности лишены права  на занятие частной охранной и  детективной деятельностью, приостановлена деятельность 236 различных организаций. К административной ответственности  привлечено более 4,6 тыс. руководителей  и работников частных охранно-сыскных  структур. До устранения нарушений  в охранных структурах из оборота  изъято 70 тыс. единиц огнестрельного оружия. Выявлен 1041 случай незаконного использования  средств оперативной связи, изъято 888 радиостанций, 57 средств аудио-, видеозаписи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Маликов  А.А. Актуальные проблемы осуществления  государственного контроля за  частной детективной и охранной  деятельностью // Вестник МВД России. 2005. N 6. С. 32. 

Далее необходимо несколько  слов сказать о юрисдикционных правоотношениях, которые возникают в механизме  административно-правового регулирования  частной детективной и охранной деятельности.

Говоря об административной ответственности в сфере частной  детективной и охранной деятельности, необходимо отметить, что данная проблема является практически не разработанной в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера. В настоящее время имеются работы, в которых данный вопрос исследуется весьма фрагментарно. 

Информация о работе Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы