Источники права и их характеристика

Автор: Анна Тесалкина, 04 Августа 2010 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие и виды источников права………………………………........5
Глава 2: Особенности нормативно-правового акта как источника права и систематизация нормативно-правовых актов….. 13
2.1. Виды нормативно-правовых актов………………………………….13
2.2. Понятие систематизации нормативно-правовых актов
и ее виды»…………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...21
Библиографический список…………………………………………………..22

Содержимое архива - 1 файл

Копия правовед источники.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

место среди подзаконных актов, ибо  Президент, в соответствии с Конституцией Российской  Федерации и федеральными законами,  "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы президента могут носить и ненормативный характер.

     Нормативные указы  президента - подзаконные акты.  Они издаются в

пределах, установленных конституцией и законами.  Вместе с  тем  указы характеризуются преобладающей  юридической  силой по отношению ко всем иным подзаконным актам.  Юридическая природа указа президента обусловливается прежде  всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     Нормативные указы,  как и законы следует различать в зависимости от того,  каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды:  указы Президента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

     Наиболее важными среди всех  остальных подзаконных актов   являются постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в Российскую Федерацию.

     Правительство  РФ  осуществляет  исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров.

     Его акты издаются на основе  и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех  нижестоящих  органов исполнительной власти.

     К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы,  инструкции, инструктивные  письма  и постановления министерств и ведомств Российской Федерации,  республик,  входящих в  состав  РФ. Нормативные акты министерств и ведомств  действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

     Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не  только  республик,  но  и всех иных  субъектов  Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории.  Они обязательны к исполнению всеми гражданами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Понятие систематизации  нормативно-правовых  актов и ее виды. 
 

     Систематизация нормативно-правовых  актов  -  это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов,  приведению их в определенную систему.

    В юридической литературе традиционно различают два вида  систематизации - кодификацию и инкорпорацию.

     Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается  переработкой  их  содержания,  с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества. Кодификация  не  укладывается в рамки систематизации,  а представляет собой самостоятельную,  причем основную форму  совершенствования законодательства.

     Главное назначение кодификации заключается в  ее  правотворческой функции; функцию  систематизации  правовых  норм  она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно.

     Кодификация состоит либо в  разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта,  которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания.  В процессе кодификации отменяются уста ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

     Кодификация осуществляется  только  в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными  органами.  Наиболее интенсивная кодификация  связана  с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений,  требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

     Результатом кодификации могут  быть следующие виды актов:

    1)  Основы  законодательства.  В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль -  с  него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той

или иной сфере. На базе Основ разрабатывались  республиканские кодексы.

     Сохраняют свое значение Основы  как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации.  Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик  в  составе  РФ,  федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

     2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный акт,  объединяющий  в  строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений.

Наиболее  традиционны кодексы по отраслям права: Гражданского,  Уголовного, Жилищного, Гражданско-процессуального,  Уголовно-процессуального  и др.

     3)  Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств,  министерств, организаций в той или иной сфере управления.  Еще сохраняют свое значение  многочисленные уставы  о  дисциплине (Дисциплинарный устав органов  внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

    4)  Положение -  сводный кодифицированный акт,  определяющий порядок образования, структуру,  задачи,  функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

     Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта.  Оно  утверждается  определенными правотворческими органами или должностными лицами. 

     В результате  кодификационной   работы  появляются  многочисленные нормативно-правовые акты,  которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,  вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по  расчистке,  согласованию  новых  юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

     Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка,  приведение их в единую, согласованную систему.

     Систематизация существует в  формах инкорпорации и консолидации.

         Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без  переработки содержания норм права,  т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса.

     Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или  издания  новых  норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении,  в приведении в систему действующих нормативных актов.

    Инкорпорация подразделяется на  официальную и   неофициальную.

    Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение нормативных актов путем  издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом  официального опубликования и  переопубликования  вступающих  в юридическую силу или

уже действующих  нормативных актов,  а сборники служат официальными источниками достоверной  правовой информации.

     В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены  ее  разновидности по  другим основаниям.  Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени  их издания. Это  -  Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся  и  хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

     Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых  министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

     Известна также  тематическая  официальная инкорпорация.  Она  дает возможность более или менее полно объединить акты,  посвященные  одной теме, сфере  государственной деятельности или отрасли права,  что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом  регулировании и  облегчает  отыскание  и использование нормативных актов в юридической практике.  Например,  Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие  подзаконные нормативные акты.

    Неофициальная инкорпорация проводится  различными  организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

    Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые  акты  по  тому  или иному вопросу сводятся

 в  единый акт.

     Ранее действовавшие  нормативно-правовые  акты  прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся  Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г.  "О праздничных и памятных днях",  объединивший (а тем самым и заменивший) сорок  восемь  ранее действовавших актов по этому вопросу.

Широко распространена консолидация  ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную  роль  она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах,  о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

     Таким образом,  систематизация  нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет  создать  стройную, работающую систему законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     В свете вышеизложенного можно  сделать вывод,  что источники  права  имеют  исключительно  большое значение для укрепления  законности в правовом государстве.  Совершенство названных источников  напрямую зависит  от уровня  теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.  Юридическая наука призвана своевременно  готовить  пригодные  рекомендации  по улучшению форм права,  а практика должна умело реализовать предложения ученых  в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

     Каковы основные пути усовершенствования  источников права в современной  России?  Во-первых,  при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России,  взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

     Во-вторых, назрела потребность в  подготовке и издании специального  закона об основных формах  права.  В этом акте надлежит  подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной  определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

     В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства,  главную форму права.  Так В.М.Баранов

полагает, что  в правовом государстве главной  формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще,  а только  один  из  них  -Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов.  Все правовые  акты  и  иные формы действующего права Российской Федерации,  противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Источники права и их характеристика