Автор: Ольга Гоф, 13 Августа 2010 в 18:40, реферат
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная
с IV века христианская церковь периодически
собирает высшее духовенство на так
называемые вселенские соборы. На этих
соборах разрабатывалась и
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего – крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах
изображается в Коране как существо
с чисто человеческими
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:
обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях;
налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.
Одно
из предписаний мусульманской
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В
семейной морали и во взгляде ислама
на взаимоотношения полов
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить , что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.
Сущность человека - намерение, проекция, устремлённость в грядущее. Ядро экзистенциальности в том, что всё главное для себя каждый чувствует и решает сам, ибо исходным пунктом должна быть субъективность отдельного человека. До того, как Вы начали жить, жизнь не представляет собой ничего. Именно Вы придаёте ей определённый смысл. Первична и непосредственна индивидуальная жизнь. Человеческая природа бесконечна, нет большей опасности, предписывать ей ту или иную ориентацию, тот или иной смысл, ту или иную цель. Каждый из нас либо обречён на свою свободу, либо готов стать рабом.
Нередко
приходится слышать речи о смысле
жизни, о том, в чем должен он состоять
и как мы должны расположить свою
жизнь, чтобы она не была бессмысленной.
Среди молодежи это одна из самых излюбленных
тем. Но, говоря о смысле жизни, в большинстве
случаев упускают из виду спросить себя:
при каких условиях позволительно допускать
смысл жизни, употребляя
слово "смысл" не
в произвольном расплывчатом
значении, при котором с ним связывают
то одно, то другое понятие, но
всегда употребляя его
в том общепринятом
значении, в котором
мы говорим о смысле
любой вещи. Указанию этих условий, вернее
- важнейшего из них, и посвящается это
рассуждение. Вот почему я и озаглавил
его "Условия допустимости веры
в смысл жизни". Таким образом я отнюдь
не намереваюсь говорить о том, каков смысл
жизни, в чем именно он состоит. Более того,
я даже не стану доказывать, существует
ли у жизни какой-нибудь смысл, или же она
составляет вполне бессмысленное явление;
я возьму мнение о существовании смысла
у жизни просто как факт, как более или
менее распространенное убеждение, или
как веру, и буду говорить только о том,
при каких условиях логически
позволительна эта вера.
И, ясное дело, что сообразно с этой задачей
прежде всего надо выяснить общеобязательное
значение термина "смысл жизни"; а
для этого в свою очередь надо выяснить
общепринятое значение слова "смысл".
Когда мы дадим себе отчет, что значит
слово "смысл", если мы говорим о смысле
любой вещи, то легко будет узнать, что
следует подразумевать под словами
"смысл жизни"; а выяснив это, можно
будет выяснить и то, при каких условиях
позволительно верить в существование
смысла жизни.
Итак, прежде всего: что мы называем смыслом
любой вещи? В чем состоит общепринятое
значение этого термина? Приблизительный
ответ очень прост: смыслом вещи называется
ее истинное назначение, то есть, ее действительная,
но не кажущаяся пригодность служить средством
для той цели, для достижении которой назначена
эта вещь. Другими словами: мы приписываем
данной вещи смысл только в том случае
(хотя, может быть, еще не всегда, но пока
оставим это в стороне), если она назначена
для достижения какой-нибудь цели и если
она действительно пригодна для этой цели.
Если же эта вещь не имеет никакого назначения
или же если даже она и назначена для достижения
какой-нибудь цели, но в действительности
непригодна для этой цели, то мы считаем
ее бессмысленною.
Так, например, рассмотрим самые первичные
случаи употребления слова "смысл".
Прежде всего оно употребляется в применении
к речи, то есть к словам, будут ли они взяты
порознь или в связи друг с другом - это
безразлично [2]. Если отдельно
взятое слово выражает какое-нибудь понятие,
то есть если оно назначено и в то же время
оказывается действительно пригодным
для выражения мысли, для передачи ее другому
лицу, то оно имеет смысл. Если же данное
слово не назначено для этой цели или если
бы оно почему-нибудь оказалось непригодным
для достижения этой цели, то оно считается
нами бессмысленным. Точно так же всякое
сочетание слов имеет смысл только в том
случае, если при помощи этого сочетания
мы можем высказать какую-нибудь мысль,
то есть, если оно не только назначается,
но и действительно пригодно для ее выражения.
Если же слова произносимой мною речи
так сочетаются и подбираются друг к другу,
что их сочетание оказывается непригодным
для выражения той мысли, для передачи
которой назначена моя речь, то она называется
бессмысленной. Бессмысленною она называется
и в том случае, если ее состав не обнаруживает
в ней ровно никакого назначения. Подобным
же образом и все другие знаки: не только
речи, но и жесты, и ярлыки (например, библиотечные
ярлыки на книгах) и различные пометки
(например, пометки, выставляемые на одинаковых
вещах для обозначения тех мест, на которых
должны быть помещены эти вещи) и т.д., имеют
смысл лишь в том случае, если эти знаки
назначены и действительно пригодны для
достижения какой-нибудь цели. Знаки же,
не имеющие никакого назначения, будут
бессмысленными. Бессмысленны также и
те знаки, которые непригодны для достижения
назначенной цели. Например, вполне бессмысленны
пометки, обозначающие порядок вещей,
если при помощи этих пометок нельзя распределять
данные вещи в надлежащем порядке. Бессмысленно
употребление шифрованного письма, если
оно может быть дешифрировано любым лицом.
Точно так же каждое мероприятие, каждая
часть машины, дома, да и каждая машина,
постройка и т.д. имеют смысл лишь в том
случае, если они, во-первых, назначены
и, во-вторых, действительно пригодны для
достижения какой-нибудь цели. Отсутствие
же одного из этих условий делает данную
вещь бессмысленной.
Итак, смысл любой вещи состоит в ее истинном
назначении, то есть в том, чтобы она была
назначена и действительно пригодна для
достижения какой-нибудь цели. Таков первоначальный
ответ на вопрос: в чем состоит общепринятое
значение термина "смысл любой вещи?"
Но хотя этот ответ подкрепляется и подкреплен
мною множеством примеров, тем не менее
на нем еще нельзя остановиться: он только
близок к истине, но еще не вполне совпадает
с ней. Если же его нетрудно было подтвердить
разнообразными и многочисленными примерами,
то это зависит от того, что при этом ответе
мы подразумеваем еще кое-что невысказанное,
что и помогает нам подобрать правильные
примеры. Но, чтобы дальше не было никаких
недоразумений, мы должны высказать все,
что подразумевается в понятии "смысла".
Дело в том, что самые-то цели могут быть
различными: и не всякая цель считается
нами способною придать смысл той вещи,
которая будет служить средством, приводящим
к этой цели. В самом деле, если цель, о
которой сейчас идет речь, будет таковой,
что за ней не стоит гнаться, то есть, если
ее можно преследовать только вследствие
ошибочной оценки ее значения, то из одного
того, что данная вещь служит средством
для достижения подобной цели, эта вещь
еще не приобретет ровно никакого смысла.
Так, все наши умышленные поступки всегда
имеют в виду какую-нибудь цель. И допустим,
что они никогда не остаются бесплодными,
а пусть, напротив, каждый приводит к своей
цели. Мы все-таки сплошь да рядом эти поступки
будем считать только целесообразными,
но еще далеко не всем им припишем смысл.
Чтобы та цель, для достижения которой
назначена и пригодна или даже действительно
служит данная вещь, была способна осмыслить
эту вещь, для этого надо, чтобы сама-то
эта цель была более или менее ценной в
наших глазах, чтобы за ней следовало
гнаться. И чем ценнее эта цель, то есть,
чем обязательней гнаться за ней, тем больше
смысла в назначенной и пригодной для
ее достижения вещи. Например, каждый анекдот
рассказывается на лекциях всегда с какой-нибудь
целью; и почти всегда этот рассказ оказывается
вполне пригодным для достижения намеченной
цели. Но в сообщении анекдота, в его внесении
в состав лекции будет больше или меньше
смысла или даже в нем не будет ровно никакого
смысла, глядя по тому, с какой целью лектор
рассказывает свой анекдот. В этом рассказе
будет неоспоримый и наибольший смысл
в том случае, если данный анекдот служит
наилучшим средством для разъяснения
научного содержания лекции. В нем будет
меньше смысла, но все-таки он будет, если
лектор заметил, что аудитория утомилась
следить за его изложением и желает дать
ей возможность освежить свои силы при
помощи анекдота. И этот рассказ будет
вполне бессмысленным, если лектор хотел
им всего только посмешить аудиторию или
вообще угодить ее дурному вкусу; ибо в
этом случае цель, преследуемая лектором,
считается нами ничтожною, не заслуживающею
того, чтобы гнаться за ней.
Таким образом окончательное определение
понятие "смысла вещи" будет следующим:
под смыслом данной [вещи]
всегда подразумевается
назначение и действительная
пригодность данной
вещи для достижения
такой цели, за которой
почему-либо надо или
следует гнаться. Таково общеупотребительное
значение термина "смысл", когда мы
говорим о смысле любой вещи [3]. Узнав же это,
легко сполна выяснить, что следует
или что мы логически обязаны иметь в виду,
когда мы говорим о смысле жизни; ведь
понятие "смысл жизни" составляет
лишь частный случай понятия "смысл
любой вещи". Поэтому, если смысл любой
вещи состоит в назначении и в действительной
пригодности данной вещи для достижения
ценной цели, то и смысл жизни должен быть
понимаем как назначение и действительная
пригодность жизни для достижении ценной
цели, то есть такой цели, за которой надо
или следует гнаться.
Таким образом вопрос о смысле жизни совпадает
с вопросом о цели жизни. Спрашивать - в
чем состоит смысл жизни, то же самое, что
спрашивать - какова ценная цель жизни.
А в то же время легко убедиться, что вопрос
о смысле жизни позволителен только в
том случае, если мы имеем в виду такую
цель, которая была бы абсолютно ценною.
Ведь мы сейчас видели, что смысл вещи
зависит не от всякой цели, а только от
такой, которую надо преследовать. Но всякую
цель мы считаем обязательною или ради
нее самой (и тогда она будет в наших глазах
абсолютно ценною), или же как средство
для подобной абсолютно ценной цели, так
что ее ценность будет относительной.
Относительно ценные цели ценны не сами
по себе, а лишь в зависимости от ценности
той верховной цели, для которой они служат
средством, так что если вовсе нет абсолютно
ценной цели, то не может быть и относительно
ценных целей. Таким образом смысл жизни
в конце концов в последней инстанции
может зависеть только от абсолютно ценной
цели. Поэтому, когда мы спрашиваем о смысле
или цели жизни, то одно из двух: или мы
употребляем эти слова только по недосмотру,
не давая себе отчета в их значении, или
же мы своим вопросом уже наполовину предрешаем
ответ. Мы уже заранее говорим, что окончательная
цель жизни должна быть абсолютно ценною,
а хотим только знать о ней еще что-нибудь,
например, в чем именно она состоит, осуществляется
ли она на деле и т.п. А отсюда получается
такое определение понятия смысла жизни:
он состоит в том, чтобы
наша жизнь была назначена
и служила действительным
средством для достижения
абсолютно ценной цели,
то есть такой цели,
преследование которой
было бы обязательно
не ради других целей,
для которых она служила
бы средством, а ради
нее самой.
Итак, смысл жизни сводится к назначению
жизни для достижения абсолютно ценной
цели - к тому, чтобы жизнь служила действительным
средством для осуществления подобной
цели. Но для жизни, также как и для всякой
вещи, должно быть соблюдаемо общее логическое
правило: цель, осмысливающая
данную вещь, находится
не в ней самой, а вне
нее. Например: цель, осмысливающая всякое
научное исследование, находится не в
нем самом, не в исследовании ради исследования,
а в тех истинах, которые открываются этим
исследованием. Цель, осмысливающая преподавание,
находится не в нем самом, а вне него, в
его результатах. Цель, осмысливающая
любую работу, находится не в ней самой,
а вне нее, в ее результатах. Они могут
состоять или в каких-либо преобразованиях,
производимых нами в вещах, или же просто
в устранении скуки посредством этой работы;
но как в том, так и в другом случае цель,
осмысливающая нашу работу, находится
не в ней самой, а вне нее. Точно так же,
если у любой части нашего организма -
у глаза, уха и т.д. - есть смысл существования,
то он зависит от такой цели, которая находится
не в них, а вне них. Смысл существования
глаза состоит в том, чтобы мы могли видеть,
то есть в осуществлении такой цели, которая
находится вне глаза. Совершенно также
каждая постройка, каждая часть машины
и т.д. осмысливаются через осуществление
такой цели, которая лежит вне данной постройки
или вне данной части машины. Можно было
бы привести сотни подобных примеров.
Да незачем это делать: ведь та мысль, которая
подтверждается ими, уже ясна и сама собой.
Стоит только вникнуть в значение слова
"средство". Средство
есть то, что приводит
к чему-нибудь другому,
чем оно само; и это другое
относительно него и
называется его целью. Поэтому, если
какая-нибудь вещь, в том числе и жизнь,
служит или должна служить средством для
какой-либо цели, то есть, если она имеет
смысл, то эта цель находится не в ней,
а вне нее.
Таким
образом, верить в
смысл жизни логически
позволительно только
в том случае, если мы
верим, что наша жизнь
есть путь, ведущий нас
к абсолютно ценной
цели, лежащей вне нашей
жизни и осуществляющейся
через посредство жизни.
Список литературы:
1.“Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока”, М., 1986;
2. Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред. М. Добужинского
История религии. М.: центр “Руник”, 1991;
3. История русской философии. Т. II. Париж, 1989;