Автор: Елена Дунаевская, 02 Августа 2010 в 15:21, контрольная работа
«Ab ovo » - гласит древнелатинская поговорка. Это означает « от яйца», « начать сначала». Как зарождается жизнь человека и животных, с чего она начинается? Отрывочные эмбриологические наблюдения производились уже Аристотелем. Однако еще в XVII и XVIII веках господствовала так называемая теория преобразования, или эволюции. По этой теории будущий организм предсуществует в яйце готовый, со всеми своими частями. Этих частей в ранних стадиях не видно только потому, что они очень малы и прозрачны. Прямым следствием этой теории было допущение, что в микроскопическом зародыше предсуществуют уже и те зародыши, которые он в последствии произведет на свет; в этих зародышах также вложены зародыши и так далее, - целые поколения будущих организмов предобразованы в каждом яйце. Так как в то время натуралисты, какие бы теории в к ним в голову не приходили, старались согласовать их со Священным писанием, то некоторые досужие головы стали вычислять, сколько зародышей было вложено в яичниках праматери рода человеческого Евы, и определяли их число приблизительно в 200 000 миллионов.
ОСНОВЫ ЭМБРИОЛОГИИ.
«Ab ovo » - гласит древнелатинская поговорка. Это означает « от яйца», « начать сначала». Как зарождается жизнь человека и животных, с чего она начинается? Отрывочные эмбриологические наблюдения производились уже Аристотелем. Однако еще в XVII и XVIII веках господствовала так называемая теория преобразования, или эволюции. По этой теории будущий организм предсуществует в яйце готовый, со всеми своими частями. Этих частей в ранних стадиях не видно только потому, что они очень малы и прозрачны. Прямым следствием этой теории было допущение, что в микроскопическом зародыше предсуществуют уже и те зародыши, которые он в последствии произведет на свет; в этих зародышах также вложены зародыши и так далее, - целые поколения будущих организмов предобразованы в каждом яйце. Так как в то время натуралисты, какие бы теории в к ним в голову не приходили, старались согласовать их со Священным писанием, то некоторые досужие головы стали вычислять, сколько зародышей было вложено в яичниках праматери рода человеческого Евы, и определяли их число приблизительно в 200 000 миллионов.
Мало того, так как для развития
яйца необходимо
Только во второй половине XVIII века появилась знаменитая « Theoria Generations» берлинского врача Каспара Фридриха Вольфа ( 1734-1794), положившая начало теории эпигенеза, то есть постепенного образования органов зародыша из первоначально простой основы.
В 1817 году Пандер занимаясь развитием цыпленка, опубликовал свое исследование, содержавшее много ценных данных и подтвердившее теорию Вольфа об эпигенезе и о зародышевых пластах. Но работа Пандера, как и диссертация Вольфа, не была понята современниками. Не понял ее и тот, кто по праву считается основателем эмбриологии - Карл Бэр.
Карл Эрнст, или как его
Маленький Карл рано начал интересоваться разными предметами природы и нередко приносил домой разные окаменелости, улиток и тому подобные вещи. Семилетним мальчиком Бэр не только не умел еще читать, но инее знал ни одной буквы. Впоследствии он очень был доволен тем, что не принадлежит к числу тех феноменальных детей, которые из-за честолюбия родителей лишаются своего детства.
Затем с Карлом занимались
домашние учителя. Он обучался
математике, географии, латинскому
и французскому языкам и
В августе 1807 года мальчика отвезли в дворянскую школу при городском соборе в Ревеле. После расспросов, имевших вид экзамена, директор школы определил его в старший класс, приказав ему посещать в младших классах лишь уроки греческого языка, в котором Бэр был совсем не подготовлен.
В первой половине 1810 года Карл
окончил курс школы. Он
Когда в 1812 году последовало вторжение Наполеона в Россию и армия Макдональда угрожала Риге, многие из дерптских студентов, в том числе Бэр, отправились, как истинные патриоты, на театр военных действий, в Ригу, где в руссом гарнизоне и в городском населении свирепствовал тиф. Заболел тифом и Карл, но перенес болезнь благополучно.
В 1814 году Бэр выдержал экзамен на степень доктора медицины. Им была представлена и защищена диссертация « Об эндемических болезнях в Эстляндии».
Бэр отправился за границу, избрав для продолжения своего медицинского образования Вену, где преподавали такие тогдашние знаменитости, как Гильдебран, Руст, Беер и другие. Осенью 1815 года Бэр прибыл в Вюрцбург к другому известному ученому – Деллингеру. Всю свою жизнь Бэр хранил живейшую благодарность Диллингеру, который не жалел ни времени, ни труда для его обучения. Когда Бэр работал у Деллингера, последний предложил ему заняться исследованиями развития цыпленка - классическим объектом эмбриологии благодаря доступности материала и величине яйца. Бэр в то время еще колебался в выборе карьеры, а работа требовала большой затраты времени и денег. Поэтому он уговорил взяться за эту работу своего приятеля Пандера.
Получив диссертацию Пандера, изданную без рисунков, он не смог ее понять. И лишь когда Пандер прислал ему более полное издание своей работы, снабженное рисунками, Бэр несколько уяснил себе ее содержание. Однако полное понимание ее он достиг только тогда, когда взялся за самостоятельное исследование истории развития цыпленка.
Бэр, приступая к изучению
Громадное
значение» Истории развития
Это
положение так просто и
Другое общение положение Бэра, находящееся в тесной связи с только что рассмотренным, гласит: история развития индивида есть история растущей индивидуальности во всех отношениях. Опять – таки, на первый взгляд, очевидный вывод. На деле , однако, вывод этот получить было нелегко и содержание его далеко немаловажен. « Опыт показывает, - говорит Бэр, - что выводы бывают вернее, когда результаты их предварительно достигнуты наблюдением; если бы это было иначе, то человек был бы получать гораздо большее духовное наследство, чем это есть в действительности». Главное значение только что произведенного вывода Бэра тотчас выясняется, если его изложить несколько подробнее. Дело в том, что развивающееся существо, как подметил Бэр, первоначально обнаруживает лишь принадлежность к тому или другому типу. Затем выступают понемногу признаки класса, то есть если, например, мы наблюдаем развитие позвоночного, то выясняется, имеем ли дело с будущею птицей , млекопитающим и т.д. Еще позднее выясняются признаки отряда, семейства, рода и, наконец после всего выступают уже чисто индивидуальные признаки.
При этом зародыш не проходит через непрерывный ряд форм, соответствующих готовым существам разной степени совершенства, как представляли себе развитие животных натурфилософы, - но скорее отделяется, отграничивается все более и более от всех форм, кроме той, к которой стремится ее развитие.
Бэр,
устанавливая своими
« Чем более ранние стадии мы исследуем, тем более сходства находим мы между различными животными. Поэтому возникает вопрос: неодинаковы ли в существенных чертах все животные в самом начале своего развития и нет ли для них одной общей исходной формы?... По выводу нашей второй схолии, зародыш может быть рассматриваем как пузырь, которым в яйце птиц обрастает желток постепенно… в яйце лягушки является еще ранее, чем обнаруживается тип позвоночного, а у млекопитающих уже с самого начала окружает незначительную массу желтка. Но так как зародыш есть не что иное, как целое животное, только недоразвитое, то не без основания форма, из которой развились все животные, и не только в идеальном смысле, но исторически».
Для всякого, кто мало- мальски знаком с эмбриологией, из этой выписки ясно, что Бэр совершенно правильно подметил и оценил весьма важную эмбриональную фазу, известную в настоящее время под именем бластулы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.