Сущность и понятие инновационной политики, ее планирование. Методы выбора инновационной политики

Автор: Марина Кочеткова, 10 Августа 2010 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. 5
1.2 Формы реализации инновационной политики предприятия. 11
2 ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
2. 1 Сущность планирования инновационной политики 20
2. 2 Техническое развитие предприятия 24
2. 3 Организационный прогресс на предприятии 25
2.4 Оценка эффективности инноваций 27
3 МЕТОДЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Содержимое архива - 1 файл

КУРСОВАЯ....doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

     Основными современными тенденциями организационного прогресса также являются: ускорение  темпов развития отдельных общественных форм организации производства (деконцентрации, кооперирования, конверсии, диверсификации), углубление мотивации труда, развитие коллективной формы организации и оплаты труда. 

     2.4 Оценка эффективности инноваций

 

     Основным  обобщающим показателем экономической  эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др. 

     Показатель  экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий. 

     При расчетах экономического эффекта в  первую очередь должен соблюдаться  народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. 

     Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. 

     Экономический эффект (Э) определяется как разница  между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 

     Э = Р - З.

     Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных  их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов. 

     При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем  приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp. 

     Коэффициент приведения разновременных затрат и  результатов к расчетному году рассчитывается по формуле: 

     

     где t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году;  
E - норматив приведения, равный процентной ставке. 

     При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы: 

    • нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений); 
    • нововведения, не требующие дополнительных инвестиций. 

     Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций. 

     При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).  

3 МЕТОДЫ ВЫБОРА  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

     Существует несколько методов выбора направления инновационной политики:

     1. Метод написания сценариев.

     Данный  метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий — это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

     2 Метод игр.

     Игра  представляет собой особый вид моделирования  ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

     Для принятия инновационных решений  используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

     В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

     3. Метод Дельфи.

     Представляет  собой метод прогноза возможных  будущих событий, при котором  Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.

     Далее составляется сценарий, который описывает  общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария — формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

     При разработке инновационной политики предприятия необходимо также сделать следующее:

  1. Проверить, соответствуют ли запланированные мероприятия выбранной инновационной политики законодательным и нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в РФ.
  2. Просчитать, достигают ли экономического, научно-технического, экологического и социального эффектов рассматриваемые инвестиции в данный проект.
  3. Рассчитать величину возможной прибыли на инвестируемый капитал.
  4. По возможности использовать поддержку со стороны государства с целью повышения эффективности инвестиций в новации.
  5. Стараться привлекать субсидии, гранты, льготные кредиты международных и иностранных организаций, банков, фондов и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  результатам проведенной работы, а именно: изучения научно-теоретических  подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия; исследования механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции; – можно сделать следующие обобщения и выводы:

     1) Следствием научно-технического  прогресса, темпы которого всё более ускоряются, является инновационный процесс, имеющий широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве;

     2) Поддержание конкурентоспособности  национальной экономики в настоящее  время возможно лишь при наличии эффективного инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство;

     3) Предприятие является базовым  звеном национальной экономики,  поэтому создание механизма внедрения,  поддержки и управления инновациями, т.е. проведение инновационной политики, является решающим фактором повышения эффективности всего народнохозяйственного комплекса;

     4) Целью инновационной политики  является создание условий для  обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции;

     5) Инновационная политика предприятия  представляет собой комплексное  сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической  и кадровой политик; её эффективность зависит от взаимоувязки и координации данных составляющих, также от наличия отлаженной системы финансирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок; 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. –  СПб.: Питер, 2007 г.
  2. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 2005
  3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, 2006 г.
  4. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом / № 4-2001 г.
  5. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2008 г.
  6. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 2004. – 616 с.
  7. Сергеев И. В. Экономика предприятий: Уч. пособие – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2008 – 304 с.
  8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ., А.Г.Медведева – М.: Экономика, 2007г.

Информация о работе Сущность и понятие инновационной политики, ее планирование. Методы выбора инновационной политики